Чёрная протрава для серебра.
Чернение (так называемая чернь) — широко распространённый и почти единственный применяемый на практике способ окрашивания поверхности серебряных или посеребрённых вещей, причём окрашивается в чёрный цвет не вся поверхность вещи, а только некоторые её части в форме различных фигур, узоров, арабесков и т. п. Такого рода украшения серебряных вещей чернью очень давно известны у нас: тульские серебряные табакерки и портсигары, кавказские пояса и кинжалы «под чернь». Процесс чернения заключается в образовании или отложении на поверхности серебряной вещи сернистого серебра.
Кустарным способом чернение производится химическим путём: выгравированные на поверхности вещи углублённые узоры заполняются плавким составом, включающим сернистое серебро, затем вещь подвергается воздействию высокой температуры, достаточной для сплавления состава с серебром. Короче, происходит частичное покрытие поверхности вещи «чёрной эмалью», состав которой у разных кустарей различен. Вот один из хороших рецептов такой чёрной эмали: 38 частей серебра, 72 части меди, 50 частей свинца, 384 части серы и 36 частей буры сплавляют в тигле, причём входящие в состав металлы превращаются в сернистые. По охлаждении сплав размельчают в тонкий порошок и тщательно просеивают. При употреблении выгравированные места посыпают порошком эмали и вещь держат на огне до тех пор, пока снова расплавившаяся эмаль не заполнит углублений. По охлаждении излишек эмали стирают, вещь шлифуют и полируют. На крупных производствах чернь наводят большей частью гальваническим путём.
Иногда серебряные или посеребрённые вещи (вазы, канделябры, фигуры) подчернивают графитом. Для этого их смазывают кашицеобразной смесью из 6частей графита в порошке и кровавика в порошке со скипидаром (кровавик, или крокус, — это самородная окись железа). Когда смазка высохнет, вещь обтирают мягкой щёткой и замшей, затем её выпуклые места, для придания им большего блеска, полируют тряпочкой, смоченной спиртом или водкой. Такое подчернение чисто механическое и обусловливается оно теми же условиями, которые с течением времени производит загрязнение всякой металлической поверхности, т. е. приставанием частиц пыли (в данном случае роль пыли играет графит) к неровностям и шероховатостям поверхности. Следовательно, чем менее гладкая поверхность, тем успешнее достигается подчернение её этим механическим способом. Такое чернение, понятно, не так прочно, как химическое.