Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Она справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Это — весёлые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить.
Её встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. В старину Масленица считалась самым весёлым и разгульным славянским праздником, которым отмечали начало земледельческих работ. И хотя сегодня мы не так фатально привязаны к земледельческому циклу, как наши предки, Масленица — хороший повод повеселиться.
Доживём до понедельника
Само слово «масленица» появилось в XVI веке. Масленицу в народе так любили, что, кроме многочисленных ласковых имён для всей недели («касаточка», «сахарные уста», «целовальница»), придумали названия и для каждого из семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает.
Понедельник назвали встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни. Песен великое множество, доброй сотни страниц не хватит, чтобы все напечатать.
В этот день свёкор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает — погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свёкор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинками, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты наносить, как всю эту неделю праздновать.
В старину царь Пётр I самолично открывал гулянья в первопрестольной у Красных ворот. С этого места, куда ни кинь взгляд, все пело, плясало, на качелях качалось, с гор мчалось.
Кто хочет хотя бы отдалённо представить, как это было, может в нынешнюю Сырную неделю, особенно в последние её дни, сходить на Поклонную гору. Конечно, театрализованное представление 1998 года не повторит полностью те балаганы, тех скоморохов и паяцев, но весельем зарядит.
С понедельника начинали печь блины. Кажется — чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила тёща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины.
Увы, сейчас этот обычай утерян. А зря. Бог с ними, с блинами (хотя у тёщ они почему-то всегда получаются вкуснее), но ведь «простую радость человеческого общения» ничем не заменишь. К тому же лишний почёт тестю с тёщей не помешает.
Все знают пословицу «Первый блин комом». А, собственно, почему — разве дело только в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: «Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!»
Хорошее правило — поминать, вспоминать не только в отведённые для этого дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не веселились. Традиция закрепилась в пословице: «комом» — значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин.
Второй день Масленицы, вторник, называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости (между прочим, не что иное, как последний приют зимы), и девичья потеха — качели, и скоморошьи частушки…
Главное в заигрышах — любовная тема. Молодожёнам разрешалось даже целоваться прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные «позыватки», родители пекли горы блинков — чтоб парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались, конечно, под неусыпным родительским оком.
Третий день Масленицы, среда — лакомка. В этот день зятья к тёщам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьёв немного — в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьёв было делом разорительным. Отсюда и присказка «Масленица-объедуха — денег приберуха». Но ничего не попишешь: «хоть себя заложи, а Масленицу проводи!»
Тёщины блины — это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечёт — и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селёдочкой. А уж о напитках и речи нет — только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка — родная кровь, ей потом выслушивать.
Едва все приходят в себя после визита к тёще, как наступает четвёртый день — широкий четверг. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. В Москве теперь уж точно по домам не пойдёшь: никто дверь не откроет. Но в деревнях нет-нет, да и услышишь детские голоса: «Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!» Гостевания продолжаются — с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом.
Пятый день Масленицы называется выразительно — тёщины вечерки. Теперь уж зять тёщу блинами угощает. Да не просто если та зайдёт, а с предварительным приглашением. Чем сильнее зазывал зять тёщу, тем больше оказывал ей почёта. Говорят, «у тёщи зятёк — любимый сынок». Вот он и доказывает, что так и есть. А чтобы тёще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня: пусть посмотрит, как зять тёщу привечает.
Шестой день этой разгульной недели — золовкины посиделки (золовка — сестра мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы — и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.
И вот завершающий день — прощёное воскресенье, проводы, целовальник. Все названия верны, все ясны. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, похмелья. Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках разводят костры — лёд растопить, холод уничтожить.
У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьёз. Подбрасывая солому в огонь, молодёжь вела себя более бурно и выкрикивала: — Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!
Кидали в костёр блины — «Гори, блины, гори, Масленица!»; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тёщ — «Тёща, люли, поджаривай блины!».
Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят.
Это день очищения, день подготовки к посту. «Прости меня, если виноват». — «И ты меня прости». — «Бог простит». Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Сначала просят прощения младшие у старших. Молодожёны обязательно приезжают к тестю с тёщей, к свёкру со свекровью, привозят подарки. Кумовьёв тоже надо одарить. Крестники навещают крестных.
Прощёное воскресенье — это ещё и день поминовения. Просят прощения у умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины.
По окончании Масленицы принято сходить в баню. В понедельник будет не до веселья — начнётся Великий пост.
В принципе все эти милые развлечения с лёгкостью повторимы сегодня: на санках мы катаемся всю зиму, да и блины — чрезвычайно аппетитное блюдо. Проведать родных на Масленицу тоже совсем неплохо. Впрочем, не надо забывать о них и все остальные дни года.
Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие — во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и лёгкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр.