Что такое потолок самолёта?
Это наибольшая высота, на которую может подняться самолёт при определённом режиме полёта. Потолок самолёта зависит от его конструкции, рассчитанной на стандартные условия состояния атмосферы.
При горизонтальном полете двигатели самолёта имеют некоторый запас мощности — избыток тяги, используя который можно набирать высоту, то есть иметь в полёте некоторую вертикальную скорость. Высота, на которой у самолёта иссякает избыток тяги и вертикальная скорость становится равной нулю, и есть теоретический потолок самолёта. Однако на такой высоте устойчивость и управляемость самолёта становятся недостаточными, и в интересах обеспечения безопасности полётов пользуются практическим потолком, или так называемой предельно допустимой высотой полёта, на которой максимальная вертикальная скорость равна для реактивных самолётов 5 м/с, а для поршневых 0,5 м/с.
В реальной обстановке конкретного полёта практический потолок может несколько изменяться в зависимости от фактически наблюдающихся атмосферных условий, отличных от расчётных значений стандартной атмосферы.