В чём опасность обледенения для морских судов?
Обледенение морских судов — бич мореплавания в высоких широтах, однако при температурах воздуха ниже нуля оно может иметь место и в средних широтах, особенно при сильном ветре и волнении, когда в воздухе много брызг. Главная опасность обледенения заключается в повышении центра тяжести судна из-за нарастания льда на его надводной части. Интенсивное обледенение делает судно неустойчивым и создаёт реальную угрозу опрокидывания.
Скорость отложения льда при замерзании брызг переохлаждённой воды на рыболовных траулерах в Северной Атлантике может достигать 0,54 т/ч, а это значит, что через 8—10 ч плавания в условиях интенсивного обледенения траулер опрокинется. Несколько меньшая скорость отложения льда в снегопадах и переохлаждённом тумане: для траулера она соответственно равна 0,19 и 0,22 т/ч.
Наибольшей интенсивности обледенение достигает в тех случаях, когда ранее судно находилось в районе с температурой воздуха значительно ниже 0°С. Примером опасных условий обледенения в умеренных широтах может служить Цемесская бухта на Чёрном море, где во время сильных северо-восточных ветров, при так называемой новороссийской боре, зимой замерзание водяной пыли и брызг морской воды на корпусах и палубных надстройках судов происходит столь интенсивно, что единственное эффективное средство сберечь судно — уйти в открытое море, за пределы воздействия боры.