Как превратить обычную прогулку в весёлые и познавательные развивающие занятия для малыша?
Лето – замечательное время, когда можно часами гулять с малышом на свежем воздухе. Но чем с ним заняться, когда он не спит? Ходить кроха ещё не умеет, а просто лежать или сидеть в коляске ему наверняка уже порядком надоело. Вот и не будем скучать, ведь вокруг столько нового и интересного, чего не встретишь долга?! Ну что, вы уже собрались на прогулку? Тогда вам пригодится наш «учебный план» – 25 развивающих игр, которые помогут вашему малышу умнеть, что называется, на ходу. Для деток от 1 до 6 месяцев, когда самыми яркими являются зрительные и слуховые ощущения, наиболее полезными окажутся первые 10 «уроков». Малышам от 7 до 10 месяцев не лишне тренировать тактильные умения, так что им пригодятся развивающие игры 11-18. А карапузам-годовасикам обязательно понравятся оставшиеся 7 «уроков» для развития пешеходных умений, а также их совершенствования. Хотя такое «расписание» весьма условно — не возбраняется забегать вперёд и вспоминать уже пройденное!
1 Путешествие
Возьмите себе за правило не просиживать всю прогулку на скамейке во дворе. Конечно, когда кроха спит, вы можете с чистой совестью полистать интересную книгу. А вот если малыш отдохнул и открыл глазки, самое время отправиться и маленькое путешествие. Примем, каждый раз по новому маршруту сегодня вы гуляете в парке среди деревьев, завтра выбираетесь к скамеечкам, куда слетаются голуби, послезавтра идёте с крохой вдоль улицы и т.д.
2 Игра в смотрелки
Если на улице нет яркого солнца, опустите капюшон у коляски. Пусть малыш рассматривает не узор на ткани, а яркие цветы, зелёные деревья, высокие дома, быстрые машины, весёлую детвору, мимо которых вы проезжаете. Чем больше новых зрительных образов, тем больше пищи для ума маленького наблюдателя.
3 Волшебные узоры
Малышей, лежащих в коляске, просто завораживают мелькающие в вышине сплетённые ветки деревьев, игра света и теин в густой листве. Так что почаще выбирайтесь в лес или катайте коляску по густым, тенистым аллейкам возле дома.
4 Яркое солнышко
Пусть на личико ребёнка немного полюбуется утреннее или вечернее солнышко. А иначе, как кроха узнает, что оно яркое и тёплое?
5 Весёлый дождик
Если во время прогулки пошёл дождь, не спешите прятать малыша под капюшон и идти домой. Дайте нескольким дождевым каплям упасть на личико крохи, на его ручки. Не забудьте при этом приговаривать: «Дождик на масю кап-кап! Кап на ручку, кап на щёчку!».
6 Тёплый ветер
Если подул ветерок, возьмите кроху на руки и приговаривайте: «Вот дует ветёр. Что ты чувствуешь? Ветер шевелит твои волосы, ветер холодит твою щёчку. Давай подуем, кик сильный ветер!». II подуйте на малыша.
7 Повторялки
Дома непременно вспомните, как на малыша светило солнышко, дул ветерок, капал дождик. Такая наука будет крохе куда приятнее и понятнее, чем просто рассматривание природных явлении ни картинках.
8 Городской шум
Обращайте внимание сына пли дочурки на все громкие и выразительные звуки. Вот машина проехала — вж-ж-ж-ик, а вот посигналила — 6и-6и-и-и! А там трактор тарахтит – тр-тр-тр, а здесь трамваи грохочет по рельсам – тудух-тудух... Вон в небе самолёт летит – у-у-у-у, во дворе собака лает – гав-гав, а где-то на стройке отбойный молоток стучит – тра-та-та и сваи забивают ба-бах. Постарайтесь, чтобы малыш услышал нужный звук, осмыслил его и даже попробовал его повторить.
9 Стучи, стучи!
Дайте в одну ручку сидящему в коляске малышу палку, а в другую — пластмассовый совочек. Подвезите коляску к скамейке и покажите, как постучать по ней сначала палкой, а затем совочком. Звук получится разный. Теперь подъедьте к дереву, забору, большому камню. Дайте маленькому барабанщику поэкспериментировать вволю.
10 Звуки леса
Если вы отправитесь на лесную прогулку, непременно прислушайтесь к лесным звукам. Послушайте пение и щебет птиц, а потом попробуйте выделить их голоса из общего шума. Вон кукушка кукует — ку-ку, а вот застучал клювом дятел — тр-р-р-р. Если слушать внимательно, можно услышать шелест крыльев летящей птицы, звук упавшей ветки или шишки, скрип деревьев... Конечно, замечать всё это малыш научится далеко не сразу. Но это и не важно. Главное привлечь его внимание к разнообразным звукам живой и неживой природы, научить наблюдать и слышать.
11 Дорожная наука
Не забывайте называть всё, что вы видите вокруг, комментировать любые свои действия. Например, переходя с коляской через дорогу, скажите: «Мы переходим через дорогу. Давай посмотрим, нет ли машин! Сначала посмотрим налево...». С этими словами поверните коляску влево, чтобы кроха тоже мог посмотреть. Затем, с соответствующими словами поверните коляску направо: «Машин нет, переходим дорогу!». Благодаря таким нехитрым упражнениям ребёнок накапливает пассивный словарный запас, получает первый жизненный опыт.
12 Природные игрушки
Камешки, палочки, листики, мох, кусочки коры — самые полезные игрушки для развития тактильной чувствительности крохи. С ними не сравнятся никакие «умные» готовые игрушки из магазина.
13 Коснёмся дерева
Возьмите кроху на руки, поднесите к дереву и позвольте поводить пальчиками и ладошкой по стволам. У каждого дерева разная кора, а значит, и тактильные ощущения будут разными.
14 Трогаем всё подряд!
Аккуратно коснитесь маленьким пальчиком до шипов розы или шиповника, скажите: «Колется! Колючий!». Не запрещайте малышу трогать руками землю, песок, камешки, перебирать и пересыпать их в ручках.
15 Букашки на ладошке
Пусть ваш маленький исследователь возьмёт в руки дождевого червя и почувствует, какой он холодный и скользкий, ощутит, как щекочут ладошку лапки яркой божьей коровки.
16 Ах, какие цветочки!
Если у крохи нет аллергии на цветочную пыльцу, подносите его к всевозможным цветам на клумбах. Пусть он потрогает их пальчиком, схватит ладошкой, понюхает. Вкладывайте в его ручку листики разных деревьев: сегодня большой каштановый, а завтра - маленький берёзовый.
17 Какая игрушка лучше?
Проведите такой эксперимент. Когда малыш в коляске занят погремушкой, вложите в другой его кулачок какой-нибудь цветок. Как кроха себя поведёт, ведь в одной его ручке гремит, а в другой — нет? Такая нехитрая игра, но какое важное открытие для крошечного несмышлёныша!
18 Сыпем-пересыпаем
Если малыш уже умеет сидеть, в сухую тёплую погоду усадите его в песочницу. Конечно, лепить куличи он ещё не сможет, зато с огромным интересом будет трогать песок и разгребать его ручками. Покажите крохе, как можно брать песок рукой и насыпать его в ведёрко, как пересыпать его из формочки в формочку.
19 Давай добежим!
Пока малыш ещё не научился бегать, придётся это делать маме. Возьмите кроху на руки и скажите: «Сейчас мы побежим с тобой к берёзке. Побежали, побежали!» Подойдите к дереву и скажите: «Прибежали! Вот берёзка!» Теперь бегите к кустику, скамейке, машинке, собачке, лесенке, клумбе, словом, ко всему, что найдётся интересного поблизости. Такая игра не только повеселит кроху, но и поможет ему заполнить новые слова.
20 Ку-ку, где мама?
Трудно отыскать карапуза, который бы не любил играть в прятки. И не мудрено, ведь так малыш осваивает важные понятия «отсутствия» и «присутствия». Спрячьтесь за дерево и позовите ребёнка — пусть он повернётся на звук вашего голоса, поищет глазами. Ура, нашёл! А теперь спрячьтесь за другое дерево: «Ку-ку, я здесь!». Только не исчезайте слишком надолго, а то кроха может испугаться и расплакаться...
21 А теперь поскакали!
Любимая игра детишек, умеющих сидеть, – езда у папы на шее. Но это не просто забава, а полезное развивающее упражнение. Во-первых, обзор становится больше, и малыш получает возможность наблюдать за тем, что происходит вокруг. Во-вторых, положение крохи на сильных папиных плечах не очень устойчивое — маленький всадник прикладывает усилия, чтобы удержать равновесие.
22 В путешествие ползком
Посадите кроху на коврик или положите на животик так, чтобы он видел, что происходит в траве. Вы думаете, там нет ничего интересного? Но для малыша это неведомый мир. Пусть он хватает рукой траву, трогает пальчиком насекомых. Разрешите крохе доползти до ближайшего дерева, попробовать встать, опираясь ручками о ствол. Трудно даже вообразить, какой восхитительный опыт, сколько новых впечатлении и необычных ощущений он получит во время такого путешествия.
23 Маленький коллекционер
Предложите ребёнку собрать в ведёрко разные интересные предметы, которые он отыщет в траве: камешки, цветочки, веточки, листья, может быть, шишки, жёлуди или каштаны. Затем усядьтесь на коврик, высыпьте свои находки и, складывая но одной обратно в ведёрко, называйте их: «Одуванчик, жёлудь, травинка...». Затем снова высыпьте и опять собирайте, пока не надоест.
24 Большие и маленькие
Можно сорвать несколько листочков разной величины, разложить их перед крохой и сказать: «Вот большие листки, а вот маленькие. Вот самый большой, а это — самый маленький. Давай положим самый большой листочек, потом меньше, меньше, ещё меньше…» Конечно, пройдёт ещё не один месяц пока кроха научится проделывать то же самое самостоятельно. Но первые шаги к этому он уже сделал.
25 Бросай дальше!
Дайте малышу вволю «набросаться» шишек или мелких камешков. Для него это весьма полезное упражнение. Обязательно хвалите: «Вот умница, как далеко бросил шишку!». Поставьте рядом с сидящим крохой ведёрко и покажите, как можно бросать шишки в ведёрко. Ничего, если малыш попадёт не сразу. Но он будет стараться, учиться, а это главное.
Весёлых и полезных прогулок!