Причин того, почему дети боятся других детей может быть много, все они разные и в каждом отдельном случае нужно разбираться отдельно. Но родители могут помочь своему ребенку победить страх перед другими детьми. Прислушайтесь к следующим рекомендациям.
Читайте и сочиняйте
Рассказывайте ребенку сказки или читайте книжки, где сюжет крутится вокруг общения детей. Избегайте сказок страшных или таких где герои-дети ведут себя агрессивно. Используйте красочные книжки с картинками — показывайте своему ребенку детей, изображенных на рисунках, фантазируйте на тему общения детей сами, предлагайте ребенку самому придумать сюжет или высказать свое мнение по поводу героев книжки.
В самостоятельно придуманные сюжеты можно включать и самого вашего ребенка как героя. Пусть в ваших рассказах он встречается с другими детьми, разговаривает и играет с ними. Описывайте это всё спокойным, ласковым голосом, следите за реакцией малыша. Как он реагирует на такие фантазии, что ему нравится, а от чего он может быть напрягается.
Играйте
Чаще играйте с ребенком, разыгрывая представления в лицах. Например, говорите дочери: «Я буду Машей, а ты Дашей». Пусть каждая из вас возьмет свою куклу и играет в общение на детской площадке или в группе детского сада. Моделируйте в игре ситуации знакомства детей друг с другом, выучите с ребенком детские мирилки, побуждайте к тому, чтобы ее кукла «обращалась» к вашей кукле с какой-нибудь просьбой. Сами от лица куклы задавайте вопросы кукле ребенка или просите сделать что-либо. В общем, ведите активный диалог между куклами в игре.
Рисуйте
Предлагайте ребенку чаще рисовать других детей. Направляйте его фантазию на темы: «мы пошли гулять и там встретили....» Или: С Ваней мы играли в ….» Неважно какого качества рисунки будут получаться у вас или у ребенка, главное, чтобы рисунку сопутствовал рассказ о том, что происходит на картинке. Говорите, когда рисует ваш малыш или вы сами рисуете других детей: «Вот это наш сосед Коля. Посмотри, какая у него машинка. Он хочет дать тебе ее поиграть. Поиграешь с ним?».
Выходите в свет
Ходите в гости и приглашайте к себе других детей. Сначала лучше приглашать к себе, чтобы ваш ребенок находился в знакомой для него обстановке и всегда знал, что родители рядом с ним. Приглашайте тех детей, с которыми он уже встречался, если у них не возникали неприятные инциденты в общении. В дальнейшем расширяйте круг знакомств и ходите в гости сами. Попробуйте начать с посещения семей, где дети младше вашего ребенка, либо ниже его ростом — иногда старший или более рослый ребенок вдруг берет на себя заботы о другом малыше и забывает про свой страх.
Обратите внимание
Реклама не только двигает торговлю, но и очень влияет на нашу жизнь. Посмотрите, как маленькие дети реагируют на рекламные ролики, особенно на те из них, где показывают детей. Усиливайте интерес ребенка к рекламным детям дружелюбными словами: «Какой добрый мальчик. Он похож на Костю, с которым мы познакомились вчера. Хочешь, сегодня мы снова пойдем на площадку, чтобы встретиться с ним?»
Дайте свободы
Когда вы видите, что ребенок уже принял верную модель поведения с другими детьми — будь то, даже в игре с куклой — предоставьте ему побольше свободы с тем, чтобы он справлялся со своими страхами самостоятельно.
Зовет вас поиграть как вчера в куклу Машу и куклу Дашу? Скажите, что сейчас вы пока не можете, и предложите ему поиграть куклами и за себя и за вас.
Если ребенок заинтересовался играми детей на детской площадке, отпустите его руку, пусть незаметно для себя приблизится к ним и понаблюдает за игрой вблизи.
Играя со своим ребенком на улице, старайтесь кидать, мячик, например, таким образом, чтобы он ближе подкатывался к другим детям и ребенку пришлось бы бежать за ним к детям. Если он застыл с этим мячом в их компании, не зовите его, пусть так и стоит вначале. Затем возможно, и заиграется с ними.
Необходимо:
набраться терпения;
внимательно следить за реакцией малыша при его контакте с другими детьми;
понять причины его страхов;
исключить или исправить эти причины;
деликатно корректировать поведение малыша.
Не следует:
стыдить ребенка тем, что он боится других детей;
ругать за его боязнь общаться с такими же детьми;
насильно тянуть и подталкивать ребенка к другим детям;
негативно рассуждать о чужих детях;
говорить при ребенке другим детям и взрослым о его проблемах.