Что даёт нам образная память?
Ни для кого не секрет, что любой разговор на бытовую тему может длиться бесконечно. Любой научный — уже через пятнадцать минут упирается в тупик усталого внимания. Поэтому первые ведутся где угодно, когда угодно, о чём угодно. Для вторых организуются специальные семинары, симпозиумы, съезды. Определённый круг слов и понятий объединяется вокруг определённой сферы профессиональной деятельности — относительно замкнутой части реального мира. Для того, чтобы подготовить детей к восприятию и занятиям, необходимо восстановить разрушенное школой детское целостное, яркое, образное восприятие мира. Его подменяют тусклыми, разжёванными до потери интереса, не прочувствованными кусками чужого опыта, громко именуемого «Педагогической программой подготовки к жизни». Личность подавляется, она в рабстве бесполезного хлама, заполняющего память. Способности глушатся, так и не раскрывшись. Хорошо, если у ребёнка возникает интерес к какому-либо занятию:детское восприятие возвращается. Почему же так? Немного теории. Мозг человека состоит из двух полушарий. Правое — образное полушарие, левое — словесное. Правое — это эмоции, левое — разум. Мозг привык запоминать все таким, как есть — в многообразии цветов, звуков, запахов, других качеств. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет образ — модель, в левом — соответствующие ему слова. Воспринятое таким образом не стирается. Оно порождает гениальные стихи, книги, картины, открытия. Это для него органично и естественно.
Но наша цивилизация вторглась и сюда. Девяносто процентов информации подаётся в усечённом виде — голос диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора и т. д. В одном полушарии оно впечатывается. B другом — бесформенное пятно. Отсюда неконтролируемое забывание. Дефекты внимания, пробелы памяти. Именно из-за усечённой информации распадается детское восприятие.
Образная память искусственно вызывает недостающие ощущения, дополняя усечённую информацию до полноценного образа, его вызвавшего. Включение всех каналов восприятия отменяет принцип «Повторение — мать учения». Повторение разрушает то, что человек запомнил. Природа во второй раз не повторяет. А что такое мгновенное запоминание? Это адекватная реакция. Никаких стрессов, уверенность в себе, умственная работа становится творческой. От здоровой психики зависит и хорошее здоровье. Не тратишь время на зубрёжку — оно освобождается для более продуктивной деятельности. Сумел вообразить — значит помнишь. Обучение теперь сводится к пониманию. Понял — представил. Представил — уже знаешь. Но на этом не исчерпываются полезные свойства образной памяти. Способность воспроизводить через любой промежуток времени, забывать по заказу, заниматься несколькими делами сразу без потери качества, восстанавливать любую картинку после беглого взгляда и т. д. То есть образная память возвращает целостное детское восприятие мира, восстанавливает естественную память, учит творческому мышлению. Это более стойкая форма памяти, разрушить которую почти невозможно, так как она исходит из интересов и профессиональных знаний самого человека и уже неотделима от его личности. Всё, что он будет делать, после приобретения, точнее возвращения, своей естественной гениальности, будет делать её методами, неуклонно совершенствуя и систему и себя своей жизнью.
Растёт скорость самой работы. Кроме того, что снят стресс учёбы, освобождено от зубрёжки время и улучшилось здоровье, растёт ёмкость оперативной памяти. Если словесная — это 7+(-) 2 бит/сёк на один образ, то образная — 60+(-)5 бит/сёк. Бит информации — это однозначный вопрос с ответом «да» или «нет». Если мозг словесной памятью задаёт пять-девять таких вопросов в секунду, то образной 55-65.
Кроме того, запомним, что человек даже в окружении книг может творчески работать только с тем, что держит в голове. Образная память — это библиотечка минимум из 10-15 книг. Можно и больше. Это зависит от желания.