Развитие слухового воображения.
Упражнение 3. 1.
Возьмите линейку и ударьте о стол. Расслабьтесь, закройте глаза, добейтесь состояния «пустоты» в голове, постарайтесь «услышать» звук в воображении, подкрепляя слуховые ощущения зрительными (видеть линейку в момент удара о стол), и тактильными (ощущать всем телом линейку, стол, удар). Не торопитесь, если звук вызвать в воображении не удалось: обычно звук возникает на начальном этапе через 5-10 секунд после создания соответствующего мыслеобраза. Достигнув пятого уровня, выполните все упражнения первого раздела, работая всеми тремя органами чувств одновременно.
ТЕСТ развития слухового воображения:
Не слышите — 0
Звук нечёткий и неустойчивый — 1
Чёткий, но неустойчивый — 2
Чёткий и устойчивый — 3
Можете по своему желанию трансформировать — 4
Слуховые образы идут параллельно со зрительными и тактильными — 5
Упражнение 3. 2. Изменение слуховых ощущений.
Представьте (аналогично тактильным ощущениям), что один вид звука входит в зону другого звука и «перетекает» в него. Например, представьте, что какой-либо музыкальный звук завладел одной из зон Вашего тела (почувствуйте вибрацию), мысленно распространите вибрацию на все тело. Затем представьте, что совершенно иной тональности звук завладел одной из зон тела. Распространите его по всему телу. По этой же схеме звук или неприятное ощущение «убирается» с тела.
Упражнение 3. 3. Соощущения.
Возьмите пять дощечек с наклеенными на них различными материалами. Попросите, чтобы Вам подобранными заранее предметами (металлическими, деревянными, стеклянными, пластмассовыми и т. д. ) ударяли, допустим, о стол. В это время Вы должны, положив правую руку поочерёдно на каждую из дощечек, воспринимать и запоминать (один звук — одну дощечку). Например, о стол ударили стеклянным предметом, соответственно Вы услышали удар стекла о стол. В это же время Вы рукой воспринимаете клеёнку, наклеенную на дощечку. Представьте, что Вы касаетесь с закрытыми глазами клеёнки, которая при каждом прикосновении издаёт «стеклянный» звук, т. е. Вы можете представить, скажем, рюмку, сделанную из клеёнки, и таким образом запомнить ощущение. Затем, когда Вы будете воспроизводить этот образ, Вы сможете считать звук и материал. Цель упражнения — достигнуть состояния, когда Вы будете воспринимать звук в виде тактильных и слуховых ощущений, т. е. при восприятии определённого звука Вы должны ощутить прикосновение соответствующего материала.