Старинные традиции северных городов продолжаются благодаря сохранившемуся промыслу игрушек в городе Каргополе в Архангельской области. Игрушечный промысел зародился там в глубокой древности. Мастера гончарного дела лепили игрушки из остатков глины. Чаще всего, игрушки делались самым примитивным «обварным» способом, стоили очень дёшево, и изготавливались в основном на потеху детишкам да для собственного удовольствия, чем для заработка. Однако некоторые мастера делали более качественные и дорогие игрушки по «поливной» технологии, раскрашивая их яркими красками покрывая глазурью. Такие игрушки хорошо продавались, ведь до революции Каргополь был большим культурным центром и одним из торговых центров Русского севера.
В годы индустриализации гончарный промысел прекратил своё существование, а вместе с ним прекратилось и производство игрушек. Игрушечный промысел был восстановлен в 60-70-х года двадцатого века, благодаря усилиям нескольких мастеров-энтузиастов. И с тех пор по сей день каргопольская игрушка изготавливается по всем правилам и канонам, тщательно сохраняемым и передающимся от отца к сыну.
Желание купить каргопольскую игрушку возникает не только у коллекционеров и любителей народных промыслов, но и у самых обычных людей. Эти заповедные места сохранили то, что по праву считается яркой, самобытной культурой. А сама каргопольская игрушка позволяет приобщиться к миру старинных искусств и ремесел.
Среди игрушек Вы найдете и сюжетные зарисовки (например, баран, управляющий лошадьми), и свистульки для потехи, и фигурки людей. Мастера изображали то, что им было дорого, то, что окружало их — особенности быта и взаимоотношения людей. Вот бородатый крестьянин, отдыхающий после работы. Рыбак в лодке. Охотник.
Если Вам посчастливится подержать эти игрушки в руках, вы заметите, что все фигурки отличаются скупостью деталей. Лепили их всегда легко и вдохновенно, а задачей мастера было всего несколькими отточенными движениями создать выражение лица, придать в нескольких деталях характер.
Люди в фигурках отличаются крепостью, силой, приземистостью, а мужчины изображаются обязательно с окладистой бородой. Крестьянок лепят встречающими гостей или занимающимися домашней работой, например, стиркой. Характерно, что почти все люди, изображаемые в каргопольских игрушках, работают. Как правило, каждый персонаж изображается отдельно и лишь изредка в композицию включаются 2-3 разных человека в общем сюжете.
Фантастический мир каргопольских игрушек — это очеловеченная природа, глубокий символизм. Полкан-богатырь или знаменитый Тяни-толкай — такие игрушки понравятся людям, близким к родной культуре и чтящим традиции.
Стоит присмотреться и к росписи игрушки — мелованные или покрытые сажей игрушки наиболее традиционны. Однако синие, зеленые, розовые тона тоже характерны для каргопольской игрушки. Круглые «румяна» на щечках барышни, сдержанные улыбки, мягкие тона и узоры из полосок, колец, дуг, овалов, ростков и точек отличают эти игрушки от других. Какой выбрать узор? Кольцо с крестом — знак солнца, скобки и дуги обозначают Землю или пашню, а ветки и точки — зерно, ростки, новое поколение. Поэтому выбирая игрушку, обратите внимание на ее сюжетную составляющую, «характер», узор и цвета.
Источник материалов и фото: интернет-магазин kuzaranda.ru