Вряд ли сегодня найдётся человек, который хотя бы иногда пользуется интернетом, но никогда бы не слышал про социальные сети. А для многих, например, социальная сеть «В контакте» является чуть ли не синонимом понятия «интернет». Среди других наиболее популярных сетей можно назвать «Одноклассники», «Мой круг», «Мир тесен», «В сетке».
Эти сети объединяют миллионы пользователей. И очень многие участвуют в жизни не одной сети, а сразу нескольких. В то же время, есть немало активных пользователей интернета, которые, ни в одной из сетей не участвуют.
С одной стороны, напрашивается вопрос: что привлекает массы пользователей в социальные сети, какие возможности получают их участники? А с другой стороны, не менее интересный вопрос: почему так много людей социальными сетями не пользуются?
Считается, что основа социальной сети — это общение. Но ведь общаться можно на форумах, в чатах, по электронной почте. Реальные возможности для общения, которые предоставляют социальные сети как минимум не богаче, чем возможности, которые предоставляют другие сервисы, а во многих случаях — гораздо беднее. Нет, конечно, социальные сети созданы именно для общения, в этом их основная функция и смысл — с этим никто не спорит. Но если бы дело было только в технических возможностях общения, то социальные сети и близко не могли бы конкурировать с «традиционными» возможностями.
Поэтому я осмелюсь утверждать, что основа социальной сети — это в первую очередь возможность социализации, во-вторых — возможность поиска людей, с которыми можно социализироваться, и только на третьем месте — возможность общения с этими людьми.
Человек — животное стадное (или если говорить политкорректным языком — существо социальное). А для любого стадного животного важнейшей задачей выживания и оставления потомства является задача создания и поддержания определённого статуса среди своих соплеменников. Человек инстинктивно стремится повысить свой социальный статус в глазах окружающих. Он чувствует себя уютно и хорошо, только тогда, когда окружающие признают за ним тот статус, на который он сам себя позиционирует. Именно из-за этого человек стремится выглядеть лучше, совершать «хорошие» поступки, покупать ненужные, но «статусные» вещи. Именно в этом инстинкте стоит искать и корни популярности социальных сетей. Разве есть более удобная возможность человеку похвастаться своими успехами (пусть даже объективно достаточно скромными) перед бывшими одноклассниками, девочке-эмо продемонстрировать свои настроения, или юноше выставить напоказ перед знакомыми девчонками свой искромётный юмор и твёрдые жизненные позиции? А потом получить от социума такую приятную обратную связь в виде положительных «комментов» и «плюсиков».
Люди получают «заряд положительной энергии», общаясь в социальных сетях. Тот самый заряд, который непросто получить в оффлайне. И практически невозможно, общаясь по электронной почте или на форумах. Вот почему социальные сети привлекают подростков, домохозяек и не слишком загруженных работой «менеджеров нижнего звена». Но там совсем не просто найти действительно успешного человека, который вполне реализовал свою потребность в социализации в оффлайне.
Богатые же возможности социальных сетей по поиску людей, объединению их в группы по различным признакам, и собственно общение — является всего лишь необходимым инструментом для реализации основной задачи.