Желания человека безграничны: то он хочет взлететь высоко в небо, то опустится на глубину, то покорить водные просторы. С этой целью создается множество средств передвижения, в частности передвижения по воде. Так постепенно появились плоты, лодки, корабли, галеры. Но самым прогрессивным стало изобретение моторов для лодок. Они дали возможность быстрого передвижения малых судов по озерам, рекам, морям.
В наше время досутпны тысячи моделей лодочных моторов от сотен производителей. Как из этого богатого и разнообразного ассортимента выбрать то, что подходит именно вам и именно вашей лодке?
Выбираем мотор для лодки
Тип двигателя
В первую очередь следует обратить внимание на тип мотора.
- Двухтактные моторы. Популярны благодаря тому, что они не прихотливы, надежные, безотказные в работе, имеют хорошие скоростные характеристики, низкий уровень расхода топлива, просты в управлении, долговечные, легко запускаются, имеют антикоррозийное покрытие. Двухтактные моторы проще, и следовательно надёжнее. Недостатками являются высокий уровень шума и большие выбросы продуктов сгорания в атмосферу.
- Четырёхтактные двигатели. Достоинствами четырёхтактных моторов являются экологическая чистота, экономия топлива, низкий уровень шума и стабильность в работе. А недостатками — сложность техобслуживания, высокий вес, высокая цена.
Мощность мотора
Вторая и самая важная характеристика — это мощность двигателя. Здесь очень важно не ошибиться, и выбрать мотор, соответствующий вашей лодке. Слишком маленькая мощность не позволит лодке входить в режим глиссирования, и следовательно очень сильно ограничит вас в скорости. А слишком мощный двигатель опасен потерей управления и слишком высокой нагрузкой на конструкцию лодки, не говоря уже о таких мелочах как высокая стоимость и большой вес самого двигателя.
Существуют строгие формулы для расчёта необходимой мощности, учитывающие не только вес лодки с грузом, но и соотношение геометрических размеров, форму винта и т. д. Возможно производитель вашей лодки уже выполнил необходимый расчёт и тогда вам нужно просто следовать его рекомендации.
Но если придётся считать самому, то лучше воспользоваться приближённой формулой: вес лодки при полной загрузке в килограммах нужно поделить на 30 и получится мощность мотора в лошадиных силах.
Лучше брать мотор немного меньшей мощности, чем получается по расчётам — ведь вы практически никогда не будете ходить на лодке с полной загрузкой.
Для справки: мощность мотора может быть указана как в лошадиных силах, так и в кВт. Пересчитать одно в другое не сложно: 1 лошадиная сила равна 1,25 кВт.
Фирмы-производители
Среди мировых лидеров-производителей лодочных моторов нужно назвать такие фирмы как Mercury, Selva, Suzuki, Sail, Yamaha, Honda, Tohatsu, Evinrude, Honda Marine, Suzuki Marine, Parsun.
Каждая линейка двигателей имеет свои преимущества. Например, Mercury имеет множество моделей, которые удобные в управлении и надежные, небольшой расход топлива, стабильная работа двигателя. Honda Marine оснащен устройством безопасности (звуковой сигнал). Производитель лодочных моторов Suzuki Marine отдает предпочтение качеству сборки, материалам, комплектующим.
Управление
При выборе мотора важны не только мощность двигателя, максимальная развиваемая скорость, комфорт и удобство управления, долговечность. Выбирая мотор для лодки следует учесть также такие характеристики как:
- Тип зажигания — какое выбрать обычное или электронное. Эксперты считают, что лучше электронное, так как эта система вырабатывает сильную искру, обеспечивая стабильность запуска. В отличии от обычного зажигания не рвутся пусковые тросы, не портятся выходы в воду.
- Тип управления — рекомендуется дистанционное. Его преимущества: удобство в управлении, хороший обзор, комфортность водных переходов.
Обслуживание лодочного мотора
Для качественной эксплуатации лодочного двигателя необходимо соблюдать простые правила.
Прежде всего — это регулярное техобслуживание, которое при наличии навыков вы можете производить самостоятельно или поручить профессионалам. Своевременная замена масла, правильная регулировка систем впрыска топлива и зажигания, замена износившихся деталей позволит предотвратить неприятности, связанные с неожиданной поломкой двигателя посреди водных просторов вдали от цивилизации.
Вторым правилом является обязательный осмотр перед поездкой, так как любая неисправность может привести к неожиданным последствиям. Следует проверить правильность установки двигателя, гребного винта, электрических соединений и аккумулятора, бензосистемы, топливной фильтр, исправность и соединение топливных шлангов, системы управления.