Существует множество способов подбора персонала. Большой популярностью пользуются консалтинговые компании, готовые сразу предоставить кандидата, отвечающего требованиям работодателя. Но не всегда средства, потраченные на услуги рекрутинговых фирм, оправдывают свои вложения. Неквалифицированный менеджер может несерьезно отнестись к поставленной задаче и только потратить время и деньги заказчика. Возлагая миссию по поиску необходимого специалиста на агентство, стоит быть предельно осторожным, и предварительно навести о нем справки, раздобыть отзывы.
Самостоятельные поиски персонала включают в себя следующие способы:
- размещение вакансий в газетах и тематических ресурсах Интернета;
- расклейка объявлений в места массового скопления, на подъездах и столбах;
- поиск через друзей знакомых;
- «переманивание» работников компаний-конкурентов (в этом случае следует быть максимально осторожным, чтобы не заполучить «крота», сливающего важную информацию);
- передвижение рабочих единиц внутри компании, «взращивание» специалистов из рядового состава.
Самый эффективный способ отсеять большую часть неподходящих кандидатов перед собеседованием — это анкетирование. Вопросник составляется с учетом интересующих моментов из трудовой истории претендента. Также стоит включать вопросы об ожиданиях и предпочтениях кандидата, о желаемой заработной плате. Чрезмерная амбициозность в оплате своего труда уменьшает число людей, приглашенных на собеседование, втрое. Но если специалист «стоит» желаемых денег и представляет неоспоримый интерес для компании, с ним можно поторговаться.
Следующим этапом могут быть психологические тесты, определяющие склонность ко лжи и воровству или показывающие уровень IQ.
Само собеседование проводится в один или несколько этапов. Важной является проверка информации, оставленной будущим работником, на правдивость (звонки в предыдущие места работы, уточнение реальных причин увольнения).
После набора наиболее подходящих кандидатов встает вопрос о способах их обучения. Насколько бы квалифицированным ни был специалист, его необходимо ввести в курс дела, познакомить с внутренними правилами и требованиями компании.
Способы обучения персонала:
- внутри предприятия, опытным персоналом в ходе работы;
- внутри предприятия, путем проведения тренингов в выходные дни (собственным или нанятым тренером);
- выездные курсы с отрывом от производства.
Единичное обучение редко бывает эффективным. Следует постоянно совершенствовать навыки и умения персонала, внедряя новые способы и методики обучения.