«…Многочисленные водоросли плавали на поверхности и цеплялись за корабль…
Морские чудовища между лениво ползущими кораблями…»
Гимилькон (Карфаген, VI век до н. э.)
Речь пойдёт о месте, которое традиционно (заслуженно или нет?) считается самым ужасным, самым жутким местом планеты. «… Здесь бесследно исчезало множество кораблей и самолётов — большинство из них после 45 года. Здесь же в течение последних 26 лет погибло более тысячи человек. Однако при поисках не удалось обнаружить ни одного трупа или обломка…» Этими словами начинается описание таинственного Бермудского треугольника у американского писателя Ч. Берлитца, теперь эту фразу с удовольствием цитируют как противники, так и сторонники гипотезы существования между Флоридой, Кубой и Бермудами некоего странного загадочного места, иначе говоря — аномальной зоны. Зона, безусловно, существует, но действительно ли она настолько кровожадна, как это изображается в газетах и журналах?
Тысяча погибших за четверть века — это много. Но представьте себе, что на участке суши той-же площади в России за то-же время погибло только на автодорогах в 15 раз больше людей. Сравнение с автострадами вполне правомочно, ибо через указанный район Атлантики проходит огромнейшее количество авиа- и морских трасс и по количеству пассажиро-километровон не уступит целой сети автодорог. Понятно, что далеко не каждый корабль идёт на дно, если сказать точнее — тонет лишь мизерная, исчезающе малая часть от находящегося в этом районе флота. Откуда же такая страшная слава?
Бермудский треугольник. Это только на карте он такой маленький. На самом деле площадь «классического» бермудского треугольника — более 1 миллиона кв. км. Часто в состав треугольника включают острова Куба, Ямайка, Пуэрто-Рико. Площадь — более 2 млн. кв. км.
…Все действительно началось после Второй Мировой. Феномен психологического состояния американской нации того периода ещё ждёт своих исследователей, пока попытаемся лишь вскользь коснуться его. С 1945 по 1949 годы у США была сильнейшая армия, монопольно владеющая грозным атомным оружием. Казалось бы, американцы должны были почувствовать себя нацией, повелевающей всем остальным миром. Они действительно поигрывали атомной «дубиной для русского парня», не видя достойного противника своей богатырской силе. Теософы прокомментировали бы случившееся так: в отместку за возросшую национальную гордыню Бог наслал на Америку великий страх. Всего за 4 года она испытала сразу несколько шоковых инъекций; американцы почувствовали себя беззащитными перед угрозой ещё более могущественных сил: марсиан, пришельцев из других миров, просто призраков и привидений. В 1947 году после обычного, рядового наблюдения НЛО возникла «пришельцофобия», тогда же появились многие новые неординарные науки вроде уфологии. Но началисьвсе двумя годами ранее — со страха перед «всепожирающим океаном».
…5 декабря 1945 года было обычным днем для американских ВВС, базирующихся во Флориде. В то время на службе там состояло большое количество пилотов, получивших богатый боевой лётный опыт, поэтому происшествия в воздухе случались сравнительно редко. Опытным командиром, налетавшим более 2500 часов, был лейтенант Чарльз К.Тейлор, вполне можно было положиться и на остальных пилотов его 19-го звена, многие из которых были старше Тейлора по званию. Да и задание на этот раз они получили не слишком сложное: выйти прямым курсом на Чикен Шоал, находящийся севернее острова Бимини. [Войтов B.»Наука опровергает вымысел» Москва, 1988]. Перед обычными тренировочными учениями боевые лётчики шутили и веселились, лишь один из них почувствовал что-то неладное на душе и остался на земле на свой страх и риск. Это спасло ему жизнь… Погода была великолепной, пять трёхместных бомбардировщиков-торпедоносцев «Эвенджер»(«Мстители») взлетели и взяли курс на восток, имея на борту (запомните эту цифру!) горючего на 5,5 часов…
Больше их никто не видел, что было с ними потом — ведает лишь один Бог. Различных гипотез (чаще всего надуманных) и версий по этому поводу было выдвинуто предостаточно. Все они оставались недосказанными только лишь по одной причине — не были найдены пропавшие самолёты. Но вот совсем недавно… Впрочем, не будем забегать вперёд. Прежде надо попытаться восстановить картину трагедии. Заранее предупреждаем, что подробности взяты из материалов расследований и публикаций официальной хроники во Флориде, так что многие детали сильно отличаются от того,что вам возможно приходилось читать…
В 14.10 самолёты с 14 лётчиками (вместо 15) взлетели, добрались до цели, около 15.30-15.40 легли на обратный курс на юго-запад. А через несколько минут в 15.45 на командном пункте авиабазы Форт-Лодердейл получили первое странное сообщение: — У нас аварийная обстановка. Очевидно сбились с курса. Мы не видим земли, повторяю, мы не видим земли. Диспетчер сделал запрос об их координатах. Ответ сильно озадачил всех присутствующих офицеров: — Мы не можем определить своё местоположение. Мы не знаем, где сейчас находимся. Мы, кажется, заблудились. Словно бы в микрофон говорил не бывший пилот, а растерявшийся новичок, не имевший ни малейшего представления о навигации над морем! В этой ситуации представители авиабазы приняли единственно правильное решение: «Держите курс на запад!»
Мимо длинного побережья Флориды самолёты уж никак не проскочат. Но…— Мы не знаем, где запад. Ничего не получается… Странно… Мы не можем определить направление. Даже океан выглядит не так, как обычно!.. С земли пытаются дать эскадрилии целеуказания, однако из-за резко возросших атмосферных помех эти советы, по всей видимости небыли услышаны. Сами диспетчеры с трудом улавливали обрывки радиопереговоров лётчиков между собой: — Мы не знаем, где мы находимся. Должно быть, в милях 225 северо-восточнее базы… Похоже, что мы…
В 16.45 от Тейлора приходит странное донесение: «Мы находимся над Мексиканским заливом». Наземный диспетчер Дон Пул решил, что лётчики или сконфужены, или сошли с ума, указанное место было в совершенно противоположной стороне горизонта! В 17.00 стало ясно, что пилоты на грани нервного срыва, кто-то из них кричит в эфир: «Чёрт побери, если бы полетели на запад, то попали бы домой!» Затем голос Тейлора: «Наш дом — на северо-востоке…» Первый испуг вскоре несколько прошёл, с самолётов заметили какие-то острова. «Подомной земля, местность пересеченная. Уверен, что это Кис…»
Наземные службы также запеленговали пропавших, и возникла надежда, что Тейлор восстановит ориентацию… Но все оказалось напрасным. Наступила темнота. Вылетевшие на поиски звена самолёты вернулись ни с чем (ещё один самолёт исчез во время поисков)…
О самых последних словах Тейлора до сих пор ведётся спор. Радиолюбители сумели расслышать: «Кажется, что мы вроде… мы опускаемся в белые воды… мы полностью заблудились…» По свидетельству репортёра и писателя А. Форда, в 1974 году, спустя 29 лет, один радиолюбитель поделился такой информацией: Якобы, последними словами командира были «Не следуйте за мной… Они выглядят как выходцы из Вселенной…» («За рубежом» 41-1975, с.18). По моему же мнению, последняя фраза наверняка придумана или интерпритирована позже: до 1948 года люди почти обязательно употребили бы в подобной ситуации выражение «выходцы с Марса». Даже на заседании Комиссии по расследованию этого происшествия впоследствии обронили фразу: «Они исчезли так же безвозвратно, как если бы улетели на МАРС!» Вряд ли бы и Тейлор воспользовался мало употребимым словом «Вселенная», тем более, что о пришельцах от туда не помышляли даже фантасты…
Отвлекемся ненадолго от «Эвенджеров». После дела о пропаже 5 самолётов «как грибы после дождя» стали возникать новые истории с печальным концом. «Обычных» таинственных исчезновений бермудологам было уже недостаточно, поэтому в ход пошли приписки, недомолвки и просто обман, в результате которых в число жертв треугольника попали суда, утонувшие либо по вполне тривиальным причинам (японское судно «Раифуку-Мару», вокруг которого возникли легенды, в 1924 году потерпел катастрофу навиду у другого парохода именно по причине жестокого шторма; трёхмачтовую шхуну «Стар оф пис» в мгновение ока отправил на дно взорвавшийся дизель), либо вдалеке от района Бермуд (немецкий барк «Фрея» в 1902 пресса «перенесла» из Тихого океана из-за случайного совпадения в названиях местности; тримаран «Тинмут Электрон» в 1989 в самом деле был покинут экипажем, но — не доходя 1800 миль до «треугольника»), либо даже вообще не суда (ошибочную тревогу, к примеру, поднимали дважды из-за полузатопленных буев, поставленных «Академиком Курчатовым» в 1978)…
Настоящих, запротоколированных случаев исчезновений кораблей едва ли наберётся больше 10-15% от того, что сообщалось в сенсационных газетных публикациях. Вся беда в том, что разобраться с этими случаями практически невозможно, это таинственное «нечто» не оставляет свидетелей. Но можно попытаться «разговорить» немых свидетелей трагедий — магнитофонные плёнки, записи показаний радаров, донесения служб поиска и т. д. Итак, вернёмся к исчезновению 19-го звена. Именно на эти события, не смотря на то, что в Бермудах были и более кровавые и более многочисленные трагедии, стоит обратить внимание, хотя-бы как на классику.
Итак, первый и бесспорный вывод, который следует из прослушивания радиопереговорных записей — пилоты столкнулись в воздухе с чем-то необычным и странным. Эта роковая встреча была первой не только для них, но и, вероятно, о подобном они не слышали от своих сослуживцев и друзей. Только этим можно объяснить странную дезориентацию и панику в обычной штатной ситуации. Океан имеет странный вид, появилась «белая вода», стрелки приборов пляшут — согласитесь, что этот перечень может испугать кого угодно, но только не опытных морских лётчиков, которые наверняка до того уже находили в экстремальных условиях нужный курс над морем. Тем более, что у них была прекрасная возможность вернуться к берегу: достаточно было повернуть на запад, и тогда бы самолёты ни за что бы не пролетели мимо огромного полуострова.
Вот здесь мы и подошли к основной причине паники. Звено бомбардировщиков в полном соответствии со здравым смыслом и по рекомендациям с земли в течение примерно полутора часов искали сушу только на западе, затем около часа — попеременно на западе и востоке. И не нашли её. Тот факт, что целый американский штат бесследно пропал, может лишить рассудка даже самых стойких.
Справедливости ради надо сказать, что землю в конце своего полёта они увидели, но не решились приводниться рядом на мелководье. Визуально по очертаниям островов Тейлор определил, что находится над грядой Флорида-Кис (юго-западнее южной оконечности Флориды) и поначалу даже повернул на северо-восток к Флориде. Но вскоре под влиянием коллег засомневался в увиденном и вернулся на прежний курс, словно бы он находился значительно восточнее Флориды, т. е. там, где он и должен быть и где его запеленговали наземные радарные установки.
Но где же они были на самом деле? На земле доклад экипажа о наблюдении Кисс восприняли как бред паникующих пилотов. Пеленгаторы могли ошибаться ровно на 180 градусов и это их свойство учитывалось, но в тот момент операторам было известно, что самолёты где-то в Атлантике(30 градусов с. ш., 79 градусов з. д.) севернее Багамских островов и им просто в голову не могло прийти, что на самом деле пропавшее звено уже значительно западнее в Мексиканском заливе. Если это так, то Тейлормог видеть действительно острова Флорида-Кис, а не — «похожие на Флориду-Кис».
Возможно, операторы пеленгаторов в Майами не сумели отличить сигналы пришедшие с юго-запада от сигналов с северо-востока. Ошибка стоила пилотам жизни: видимо, напрасно проискав сушу на западе и израсходовав все горючее они сели на воду и затонули, в то время как их самих тчетно разыскивали на востоке… В 1987 году имено там на шельфовом дне Мексиканского залива и был найден один из «Эвенжеров» постройки сороковых годов! («Правда» 2.03.1987). Не исключено, что остальные 4 тоже где-то неподалёку. Остаётся задать вопрос: Каким образом самолёты могли незаметно для всех переместиться на семьсот километров к западу?
Случаи если не мгновенных, то сверхбыстрых перемещений самолётов уже известны историкам авиации. Во время Второй мировой войны советский бомбардировщик, возвращавшийся с задания, проскочил аэродром в Подмосковье больше, чем на тысячу километров, и сел на Урале… В 1934 году Виктор ГУДДАРД над Шотландией залетел вообще непонятно куда, приблизился к неизвестному аэродрому, который в мгновение ока «исчез из поля зрения»… Эти и многие другие подобные случаи объединяет то, что сверхбыстрые полёты совершались всегда в странных тучах (белом тумане, странной дымке, искрящейся мгле). Именно такими терминами награждают очевидцы и другое странное явление, при котором происходит быстрое перемещение во Времени; к примеру, прогулявшись полчаса-час в «белом странном тумане» на острове Барсакельмес путники возвращались спустя сутки.
Да и в самом Бермудском треугольнике «белый туман» не такой уж редкий гость. После встречи с ним исчез однажды с экранов локаторов приближавшийся к Майами авиалайнер,.. и когда через 10 минут появился вновь, все имевшиеся на борту часы отставали на те-же самые минуты. В том полете никто из пассажиров ничего необычного не заметил; неисключено, что так-же незаметно для глаз будет внезапное увеличение скорости по причине «фокусов» со Временем. Хотя нет, при этом, если не считать пресловутого тумана и послеполётной сверки хронометров, пилоты должны заметить пляску стрелок на некоторых приборах да ещё перебои с радиосвязью (переговариваться-то приходится с землёй, местом, где обычный ход Времени не совпадает с аномальным «небесным»). Вспомним, именно после упоминания пилотами «Эвенджеров» о появившемся странном тумане и о разом вышедших из строя пяти компасах, радиосвязь с ними исчезла и впоследствии восстанавливалась лишь изредка.
Подобные аномальные места изредка возникают ещё и потому, что на ход физического Времени оказывает некоторое влияние все движущие по окружности тела. Этого эффекта, как следует из опытов профессора Николая Козырева, в весьма малых масштабах можно добиться даже с помощью крохотных маховиков. Что же говорить о районе Бермуд в Атлантике, где мощное течение Гольфстрим закручивает водяные вихри в сотни километров диаметром! (Именно подобные образования иногда становятся видимыми на поверхности океана в виде белых или даже слабосветящихся кругов и «колёс»). Закручиваются вихри — изменяется Время — должна изменяться и гравитация. В центре вихря (там, где американские спутники фиксировали уровень воды на 25-30 метров ниже обычного) гравитация повышенная, на переферии — пониженная. Не в том-ли причина многих катастроф морских судов, что грузы в трюме внезапно увеличивают свой вес? При неоднородном нагружении и превышении запаса прочности корпуса катастрофа практически неминуема! Для полноты трагической картины к этому нужно добавить и ненадёжность радиосвязи в таких местах…
Разумеется, после первых сообщений о бермудских «фокусах» со Временем в печати стали появляться новые леденящие душу, но не всегда правдивые, подробности… Не так давно американский еженедельник «Ньюс» поведал об удивительном происшествии с американской подводной лодкой, совершавшей плавание в «треугольнике» на глубине 200 футов (70 м). Однажды матросы услышали странный шум за бортом и почувствовали вибрацию, продолжавшуюся около минуты. Следом за этим было замечено,что люди в команде якобы очень быстро постарели. А после всплытия на поверхность с помощью спутниковой навигационной системы вообще выяснилось, что субмарина находится в … Индийском океане в 300-х милях от восточного побережья Африки и в 10 тысячах миль от Бермуд! Ну, чем не повторение с перемещением технических аппаратов, только не в воздухе, а в воде? Правда, выводы в этой истории пока делать рано: ВМФ США, как и раньше в таких случаях, не подтверждает, но и не опровергает этой информации.
Зато кое-какие выводы можно сделать в деле с пропажей 5 самолётов. Вероятнее всего, в небе над Бермудским треугольником это звено столкнулось с нестационарной кочующей аномальной зоной, в которой у них отказали приборы и забарахлила радиосвязь. Затем самолёты, находясь в «странном тумане», с очень большой скоростью переместились в Мексиканский залив, где пилоты и узнали с удивлением местную гряду островов…
Давайте уточним, что означает «с очень большой скоростью». Итак, через полтора часа после взлёта самолёты попадают в странный туман, где у них отказывают все приборы, ВКЛЮЧАЯ ЧАСЫ. В 16.45 самолёты выходят из облачности и восстанавливают ориентацию (из докладов слышно, что они уже доверяют компасам). По аэродромным наземным часам прошло 2,5 часа полёта, и горючего оставалось ещё 3 часа. Сколько прошло времени по самолётным часам (вышедшим из строя) — сказать трудно. Вряд ли на этот вопрос смогли бы правильно ответить и лётчики, в экстремальных ситуациях время восприятие резко отличается от обычного. Лишь один механизм может дать нам ответ — это двигатели самолётов, они единственные продолжали нормально работать в аномальной зоне! Итак, в 17.22 Тейлор объявил: «Когда у кого-нибудь останется 10 галлонов (38 литров горючего), то мы приводнимся!» Судя по фразе, горючее и в самом деле подходило к концу. Видимо, вскоре самолёты приводнились потому, что в 18.02 на земле услышали фразу: «…В любую минуту может утонуть…» Значит, горючее в торпедоносцах закончилось в промежутке между 17.22 и 18.02, в то время как его должно было хватить до 19.40, а с учётом аварийного запаса — до 19.50. Такое резкое расхождение можно объяснить только одним: двигатели жгли горючку на 2 часа больше, чем ранее предполагалось!
Вот оно, недостающее звено в цепи разгадок! Пока на земле прошёл всего один час, в белом тумане пролетело около трёх!! Скорость самолётов была все это время обычной, но для гипотетического стороннего наблюдателя она показалась бы в 3 раза быстрее! Вероятно, за эти 3 часа собственного времени торпедоносцы, увы, проскочили выступ Флориды с родной базой и оказались в Мексиканском заливе. Пилоты ещё до конца не вышли из цепких лап весьма поредевшего тумана, когда под крыльями появилась гряда островов…
Дальнейшее вы знаете. Тейлор конечно же сумел узнать острова, над которыми пролетал десятки раз. Но… не поверил их «чудесному» появлению и по настоянию авиабазы снова взял западный курс. (Теперь уже «странный туман» прошёл, и полет происходил в обычном времени.) Он поверил спустя час и повернул назад, однако, неискушённые советы диспетчеров, твердивших «Вы только-только подлетаете к Флориде» окончательно сбили его с толку… В конечном итоге звено погубила неуверенность лейтенанта: он несколько раз лихорадочно менял направление движения, следуя то на северо-восток курсом 30 градусов, то на восток (90), то, по требованию диспетчеров — на запад (270). Дефицит горючего побуждал сделать окончательный выбор. Тейлор сыграл в «орлянку» и … выиграла Смерть. Бомбардировщики, в очередной раз едва не дойдя до спасительного материка, сделали свой последний разворот и ушли курсом 270 градусов… В сторону от суши…
…Друзья пропавших пилотов до сих пор не могут понять, почему лейтенант Тейлор скомандовал, а его подчинённые (среди которых были и более старшие по званию) выполнили посадку на неспокойное море, в то время, как они могли ещё целых два часа искать землю!.. Приводнение на высокие волны практически не оставляло шансов спастись, и тем неменее, подчинённые Тейлора без сомнений выполняют этот приказ, хотя только что они громко ругались и спорили со своим командиром по поводу курса. Выполнить самоубийственную посадку пилоты могли только зная, что горючее действительно на исходе. Предположительно около 19 часов самолёт лейтенанта уже был на дне, радисты зафиксировали обрывки разговоров других экипажей между собой, кто-то сквозь явный шум волн пытался вызвать Тейлора и не получал ответа. Затем умолкли и остальные голоса… На земле надежда на их возвращение все ещё сохранялась, так как никто не мог поверить в факт приводнения. Прошёл ещё один час, по подсчётам аэродромного персонала у лётчиков только теперь заканчивался аварийный запас горючего, и все ждали чуда… Наконец, наступило 20 часов, стало ясно, что ожидания напрасны… Яркие огни на посадочной полосе, которые было видно за десятки миль, горели ещё какое-то время.
Наконец, в 21 час с минутами кто-то в диспетчерской молча повернул рубильник… Лётчики, конечно-же, ещё были живы в тот момент. Вероятнее всего, после того, как пошли на дно самолёты, они находились в воде в своих спасательных жилетах. Но ночной шторм гарантированно сделал своё дело. Богатый опыт морских катастроф подсказывает, что вероятнее всего никем не найденные пилоты были в силах противостоять холодным волнам примерно до полуночи…
В полночь в 2500 километрах от этого места в Маунт-Верноне (штат Нью-Йорк) словно бы от внезапного удара одновременно проснулись Джоан ПАУЭРС и её 18-месячная дочь. Джоан сразу поняла причину своего кошмарного сна и решила сделать то, чего она никогда до этого неделала — позвонить мужу на авиабазу. Примерно 2 часа ушло на выяснение номера телефона и на соединение. Ровно в 2.00 ночи в Форт-Лодердейле раздался звонок. Дежурный офицер, взявший трубку, побагровел и заикаясь ответил: «Не волнуйтесь, но вашего мужа, капитана Эдварда Пауэрса, мы не можем позвать, он сейчас в полёте…» Человек, который 5 часов назад выключил освещение на посадочной полосе, так и нерешился произнести вслух приговор. Джоан узнала правду о муже только утром из экстренного выпуска радионовостей…
Возможно, с той же самой аномальной зоной, сбившей с толку и Тейлора,и Пауэрса, и всех остальных не разминулась и бесследно исчезнувшая двухмоторная летающая лодка «Марин Маринер», та самая, которая бесстрашно отправилась на поиски «Эвенджеров». Последние слова радиста гидросамолёта были о «сильном ветре на высоте 1800 метров»… Хотя причина может быть и более прозаической, кто-то в районе полёта этой лодки видел яркую вспышку в небе. Взрыв?.. Вместе с экипажем лодки число жертв «треугольника» в тот вечер составило 27 человек…
…Когда описанная выше гипотеза более-менее приняла стройные очертания, я решил познакомить с ней кого-нибудь из непосредственных участников тех событий. Упоминавшийся уже Дон ПУЛ, ныне 82-летний подполковник в отставке, живёт и по сей день во Флориде. Я ожидал какого угодно ответа, но такого… «Все описанное может быть интересно, но согласно вам получается, что самолёты упали в Мексиканском заливе, на самом деле их недавно нашли в Атлантике, всего в 10 милях от родной базы Форт-Лодердейл! Родственники погибших говорят, что лучше бы не находили, горько знать, что пилоты погибли буквально на пороге дома, в одной минуте полёта! Так что тема закрыта. Сначала нашли 4 самолёта вместе, затем обнаружился пятый — с номером 28, Это был номер Тейлора! Да, они так и летели: «двадцать восьмой» Тейлор впереди, за ним — четверо ведомых…»
Вот это новость! Я, правда, совсем не понял, почему 19-е звено упало вводу в том районе, почему их в таком случае было плохо слышно по радио, за 10 миль (18 км) их должны были слышать как из соседней комнаты… Чего-то не хватало в новой разгадке тайны, и я решил узнать подробности…
Все совпало. С помощью Российско-Американского Пресс-Центра удалось выяснить все детали этой, без сомнения величайшей, находки. В 1991 году поисковое судно «Дип Си» компании «Саинтифик Соач Проджект» северо-восточнее Форт-Лодердейла производила поиск затонувшего испанского галеона с золотом. Команда на палубе шутила над тайнами Бермудского треугольника, кто-то гоготал, вспоминая различные истории, в том числе с пропавшими торпедоносцами. Поэтому, когда пришло сообщение «Под нами торпедоносцы», все восприняли это как шутку. Это были 4 «Эвенджера», лежавшие строем на глубине 250 метров, пятый с номером 28 находился в миле от остальных. Четвёрка как-бы слегка поотстала от ведущего «28-го» самолёта (невольно вспоминается версия, что последними словами Тейлора были: «Не приближайтесь, они похожи на…»)
Немедленно подняли архивы. Выяснилось, что за всё время в Атлантическом океане падали в воду 139 самолётов типа «Эвенджер», однако, группа из пяти самолётов пропадала без вести только однажды в декабре 45-го. Скептики решили также проверить, а не могли ли в этом районе самолёты упасть в воду с авианосца? Подобных записей в архивах также не нашли, но скоро необходимость в их поисках отпала, более подробное фотографирование находок доказало, что самолёты именно садились на воду: у них были загнуты лопасти пропеллеров и открыты фонари кабин. Тел в кабинах не обнаружили. Ни у кого больше не возникло сомнений в том, что это пропавшее 19-е звено, тем более, что на двух бортах были буквенные изображения «FT», так обозначались самолёты, базирующиеся на базе Форт-Лодердейл. Правительство США, Военно-Морские Силы и фирма ССП немедленно начали между собой судебную тяжбу на право владения находкой, в то время как родственники погибших потребовали оставить самолёты в покое. Первооткрыватель «Эвенджеров» Хоукс в одном из последних своих интервью сказал: «Мы подплывём на подводном аппарате поближе с тем, чтобы прочесть номера. Уверен, что это они! Мы разгадали величайшую тайну! Но если выяснится, что это не 19-е звено, то это означает, что мы создали новую великую загадку, потому, что 5 самолётов не могут так просто собраться на дне океана!..»
Но тайна не поддалась… Спустя месяц, летом 1995 года мне вновь позвонил Андрей КАСЬЯНЕНКО из Пресс-Центра и обрадовал: «На ваш запрос пришёл свежий материал…» Длинная многостраничная статья, описывающая злоключения судна «Дип Си», о том, как тяжело исследователям пришлось под водой, как долго они подбирались к номерам, и как… разочаровались: два номера были хорошо видны FT-241, FT-87 и два лишь частично — 120 и 28. У пропавшего же звена номера были: FT-3, FT-28(Тейлор), FT-36, FT-81, FT-117. Сошёлся только один номер, и тот — без буквенного обозначения. Номера найденных на дне самолётов так до сих пор и не идентифицированы, среди пропавших они не числятся. В большинстве архивных записей значится лишь заводской номер машин, но так как эти цифры записывали на фанерном киле «Эвенджера», то нет надежды, чтобы номер на самолётах сохранился столь долгое время
Словом, загадки остаются открытыми. Какие самолёты лежат на дне океана в близи Форт-Лодердейла, что или кто заставил собраться их вместе? И куда же всё-таки делись «те самые» самолёты? После провала в Атлантике капитан судна «Дип Си» категорически отказался идти в Мексиканский залив с тем, чтобы прочитать номер ранее найденного там «Эвенджера»: «Плевал я на самолёты,» — сказал он, — «лучше бы мы нашли испанский галеон!»
Вы думаете, немедленно на место катастрофы по заданию правительства отправилась подводная лодка?! Нет, правительство «вдруг» потеряло дар речи, вероятно потому, что выяснилось, что денег за 19-е звено оно не получит, а получит только новую болезненную проблему. Надо с умным выражением лица объяснять то, чего объяснить почти невозможно, но финансы на расследование тратить ох как не хочется! В 1996 году впрочем нашлось объяснение, официальная комиссия установила, что:
1. На дне вовсе не самолёты, а макеты самолётов.
2. Их специально положили туда для того, чтобы отрабатывать бомбардировку с воздуха.
Только самые доверчивые поверили такому официальному бреду. Аквалангисты наверное смеялись до упаду. Неужели никто из правительственных органов не читал их отсчётов, где они описывали номера, открытые фонари, загнутые при посадке лопасти пропеллеров. Ничего этого не могло быть на макетах-мишенях. Если это макеты, то такие, которые сами прилетели сюда «строем». А лётчики, наверное хохотали потому, что делать бомбардировочные мишени на глубине … 250 метров — всё равно, что целиться из пистолета в цель, находящуюся за Великой Китайской стеной!
Судя по тому, насколько глупую версию выдвинули официальные органы, к этой проблеме там, наверху испытывают деланное равнодушие… Сделаем же осторожный вывод, что тайна, о которой вы только что прочитали, останется Тайной ещё надолго.