Корпоративная семья
Треть жизни деловые люди проводят на работе. Хорошо это или плохо — утверждать трудно. Одно только можно сказать с уверенностью: если человек считает коллектив сотрудников своей второй семьёй, где есть не только совместная работа, но и общие праздники, то такие организации, несомненно, процветают.
Корпоративные праздники были задуманы с главной целью сплотить коллектив. И верно: возможность разделить радостные минуты объединяет людей, даёт им тонус для поднятия корпоративного духа и осознание собственной значимости. И вовсе не важно, где народ будет отдыхать по полной программе: в банкетном зале, на берегу реки или на базе отдыха, залогом успеха будущей совместной работы станут дружеские отношения, которые ещё никому не мешали делать общее дело.
Бытует мнение, что исторически корпоративные праздники берут своё начало в эпоху бытности первобытных людей, которые, забив мамонта, отмечали удачную охоту общим весельем. Хотя историки утверждают, что и, отправляясь за мясной провизией, наши соплеменники давали жару, танцуя вокруг костра, имитируя будущий поход. Именно в этом танце-спектакле было видно: с кем можно пойти в разведку.
Да что там каменный век. Корпоративные праздники в советское время были самыми распространёнными видами совместных собраний, застолий, митингов, демонстраций и других массовых сборищ. Цель у них была, конечно, отлична от той, что ставили перед собой наши предки, но результат практически тот же — единение масс. Не смотря на политическую окраску событий, в Советском Союзе умели отдыхать. Будь то День строителя или субботник — все заканчивалось общим распитием спиртных напитков и обсуждением собственных заслуг и достижений. Хотя скорее последнее предшествовало первому.
По словам тех, кто занимался изучением происхождения корпоративного праздника, он стал одним из приёмов работы с персоналом на рубеже XIX-XX веков в интенсивно развивающихся капиталистических странах Европы и Америки. «Этот процесс шёл параллельно с процессом демократизации общества в целом. Владельцы собственностью окончательно осознали смысл слова «мотивация» и значение этого понятия применительно к бизнесу. Человек, работающий не только, или не столько для поддержания штанов, но ещё и «за идею», работает эффективнее, а значит, приносит большую прибыль. Из этого понимания стали формироваться приёмы работы с персоналом фирмы, частью которых стал корпоративный праздник — некий акт «сорадования» общим успехам, достижениям и свершениям. В наши дни корпоративный праздник — краеугольный камень искусства построения команды — одно из самых важных событий в жизни бизнес-структуры», — утверждают исследователи. В наш век, в плане корпоративных праздников приближенный более к западной культуре, профессиональные вечеринки в массе своей потеряли политическую окраску и стали либо похожи на подобие семейных торжеств, где успех одного становится гордостью каждого; либо рекламным трюком, когда все феерия рассчитана на гостей. Но и в первом и во втором варианте прямо или косвенно формируется команда, которая и в прямом и в переносном смысле смыкает свои ряды.
В трудные времена становления российской государственности (да и не только российской) бытовало ошибочное мнение, что организация корпоративных праздников — пустая трата средств и времени. Уставшие от социальной и бытовой неустроенности сотрудники никак не желали собираться и отмечать трудовые успехи. Идея совместного строительства умерла, а вместе с ней потускнела надежда на прекрасное и обеспеченное завтра. Но опыт социализма, когда полуголодный народ в считанные годы устранил послевоенную разруху, показал, что за окрылённый общей идеей коллектив способен свернуть горы, а если внутри этого коллектива тёплая, дружеская обстановка, сдобренная взаимовыручкой и приправленная совместными празднованиями корпоративных событий и личных достижений, то такой коллектив неизбежно обречён на успех.