Корпоративный праздник
Праздники бывают разные. Национальные, спортивные, профессиональные, женские, мужские, городские, районные… Отдельная статья — праздники корпоративные.
Корпоративные праздники, которые периодически отмечают разнообразные компании, можно разделить на два «подвида».
Первый: на праздниках люди отдыхают и веселятся. Для организации такого мероприятия обычно привлекаются специализированные компании, способные устроить интересный вечер. В таком подходе есть свои «плюсы» — люди собираются вместе, общаются, ближе узнают друг друга. Но если рассматривать корпоративный праздник с точки зрения корпоративной культуры компании, то сразу всплывёт и ряд «минусов».
По существу, корпоративный праздник — это значимый эпизод в жизни большой социальной группы — десятков, а то и сотен людей. И если с самого начала не задать правильного направления, он может превратиться в неуправляемый, неконструктивный.
Второй подвид — это праздники, которые эффективно работают на совершенствование корпоративной культуры. Этот результат достижим, когда верно расставлены акценты между деловой и весёлой, серьёзной и эмоциональной частями мероприятия. Это непросто сделать — возможен перекос не только в сторону безудержного веселья — также легко «зарегламентировать» праздник, посеять на нём дух нудного заседания.
Каковы же составляющие успешного корпоративного праздника?
В мероприятии одновременно должны сочетаться атмосфера радости, сюрприза и чёткий сценарий. Праздник должен быть предсказуем и «работать» на поддержание корпоративной культуры, утверждать корпоративные ценности. Организаторы на каждом этапе должны иметь возможность контролировать происходящее, так как любые подобные мероприятия призваны укреплять адекватные рабочие отношения между сотрудниками, а не ломать их.
Вы спросите: «Как же можно проконтролировать желание самого участника, степень его вовлеченности в игру и возможные последствия? Как обеспечить не только безопасность, но и гарантированный, предсказуемый, положительный результат?».
Когда речь идёт о большом корпоративном празднике, его успех во многом определяется подготовкой. Оптимально поручить эту работу команде, включающей в себя службу персонала организации и внешних экспертов, которые способны грамотно оценить ситуацию в компании. Определяется, кто и с кем должен быть в одной команде, какие роли будут выполнять те или иные сотрудники в процессе игры и т. д.
При подготовке праздника стоит сначала определить его концепцию, задать форматы в самом начале работы, понять желаемое соотношение весёлого и серьёзного. Если вы собираетесь организовать собрание, посвящённое подведению итогов года, то иногда в конце заседания стоит добавить и «приятный» для персонала элемент, например, пригласить артистов. Или — ваш коллектив празднует Новый год. На корпоративном балу, где сотрудники отдыхают с семьями, неплохо было бы вручить премии или подарки.
Сегодня на рынке уже представлен ряд компаний, которые организовывают различные программы для корпоративных клиентов: сплавы на плотах, перетягивание каната, бег в мешках и многое другое. Но, как правило, эти «весёлые старты», качественно проработанные в развлекательном плане, не всегда эффективны с точки зрения формирования команды. Не обязательно дружное скандирование: «Мы вместе! Нам здорово!» действует и в рабочей обстановке. Главный вопрос, на который должен получить чёткий ответ заказчик корпоративного праздника, — что изменится в поведении людей, когда они придут на работу, как будет осмыслен полученный опыт общения?
В России появляется новый сегмент рынка — консультирование в сфере развлечений. В эту нишу частично попадает и проблема формирования команды. Ведь «тимбилдинг» (teambuilding), который сам по себе является достаточно напряжённым процессом, может обогащаться определённым количеством весёлых упражнений, воссоздающих атмосферу корпоративной вечеринки. Пример: на одном из тренингов, целью которого было улучшение взаимодействия между отделами компании, сотрудники решали, какой частью корпоративного животного они являются. Это были два часа беспрестанного смеха, но в атмосфере веселья были достаточно чётко высказаны претензии и ожидания коллектива. В итоге выявленные проблемы трансформировались в конкретные проекты по их решению.
Говоря о корпоративном мероприятии, нельзя однозначно сказать: должно ли оно быть только весёлым или только серьёзным. Планирование хорошего, успешного праздника — это планирование не массового продукта, а штучного. Продукта, который создаётся консультантами в содружестве со службой персонала компании.
Подводя итог, хочется подчеркнуть: корпоративный праздник удаётся тогда, когда он учитывает особенности компании, имеет чёткий сценарий, продуманное соотношение весёлого и серьёзного, предсказуем и безопасен.