Седельный тягач представляет собой трёхосевое шасси, на котором размещены кабина, двигатель, топливные баки и специальное сцепное устройство, называемое седлом. На это седло устанавливается полуприцеп. В редких случаях полуприцеп устанавливают на тележку, превращая его таким образом в прицеп, и прицепляют жёсткой сцепкой к тягачу.Тягачи и полуприцепы легко взаимозаменяются.
Одно из основных преимуществ тягача с полуприцепом по сравнению с обычным грузовиком — это высокая ёмкость и возможность перевозить длинномерные грузы. Другие преимущества: высокое отношение грузоподъёмности к собственному весу и высокая манёвренность. А среди недостатков можно отметить только худшую устойчивость.
По конструктивным особенностям тягачи бывают выполнены по капотной и бескапотной схемам. В капотной схеме двигатель размещается впереди кабины, в бескапотной схеме — снизу кабины. Бескапотная схема сложнее и дороже, но благодаря её удаётся уменьшить длину тягача, что имеет важное значение в большинстве европейских стран, где законодательство ограничивает длину транспортных средств.
В зависимости от предполагемых условий эксплуатации, тягачи выпускаются трёх типов: предназначенные для многочисленных поездок на короткие расстояния, предназначенные для перевозки грузов на дальние расстояния и универсальные тягачи, занимающие промежуточну нишу. Они отличаются в первую очередь характеристиками двигателя, который в одном случае должен выдерживать частую смену режимов движения, а в другом — обеспечивать высокую надёжность и экономичность на долгих перегонах с примерно одинаковой скоростью и нагрузкой.
Конструктивная особенность тягача, который предполагается использовать в дальних рейсах — это наличие в кабине спального места сменщика.
Различные модели седельных тягачей предназначены для различных условий и режимов эксплуатации. Выбрав тягач, подходящий под ваши условия, можно значительно повысить доходность от его эксплуатации.