Считается, что идея спутниковой навигации появилась в октябре 1957 году в США, когда американские учёные наблюдали сигнал от запущенного в СССР первого искусственного спутника Земли. Реальные работы по созданию системы спутниковой навигации начались в середине 70-х годов двадцатого века. Уже в начале 80-х американская система GPS использовалась сначала в военных, а затем и в гражданских целях. Но только в 1993 году она заработала в полную силу. Всего на два года позже — в 1995 году была полностью развёрнута российская система ГЛОНАСС. Однако из-за проблем с финансированием работы по поддержке системы несколько лет не производились и широкое использование ГЛОНАСС стало возможным только после 2008 года.
Других работающих по всему миру систем спутниковой навигации в настоящее время нет. Однако ведутся работы по развёртыванию ещё двух аналогичных систем: в Европейском Союзе и Китайской Народной Республике. Китайская система уже работает, но пока только на территории Китая и близлежащих территориях.
Спутниковая навигация применяется сегодня практически во всех областях человеческой деятельности. Но нас интересует её применение в автомобилях.
Для автомобилей наибольшее распространение получили устройства трёх типов.
1) GPS навигатор — устройство предназначенное для водителя, и помогающее ему определять своё положение, прокладывать маршрут движения, подсказывает (в том числе и голосом) когда нужно подготовиться к повороту, в крупных городах даже позволяет прокладывать маршруты с учётом текущего состояния загруженности дорог.
2) GPS трекер — устройство предназначенное для диспетчера компании, осуществляющей перевозки. Позволяет контролировать движение автомобилей компании.
3) Противоугонный GPS маячок — предназначенное для для подачи сигнала тревоги и поиска автомобиля в случае угона.
На какие же функции, выбирая навигатор или другое GPS-устройство для своего автомобиля?
1) Автоматическая прокладка маршрута (AutoRouting). Совершенно необходимая функция при движении по незнакомой местности, где обычно и используется навигатор. Некоторые модели позволяют выбирать характер маршрута с учётом возможных объездов по лучшим дорогам, или с учётом пробок на дорогах.
2) Звуковые подсказки. Функция прямо влияющая на безопасность движения, поскольку позволяет водителю не отвлекаться на разглядывание экрана навигатора. Поэтому на ней не следует экономить.
3) Путевые точки (Waypoint). Большинство навигаторов позволяют задать описание определённых точек на карте и использовать их в дальнейшем для различных целей, в первую очередь для прокладки маршрутов. Но обратите внимание на количество путевых точек, которые можно задать и то, насколько длинные описания можно им задавать. В современных GPS навигаторах длина описания практически не ограничивается, а количество точек ограничивается только доступной памятью, но во всяком случае их должно быть не менее 500.
4) Треки (Track). Путь, по которому вы едете записывается в память устройства. В дальнейшем, его можно повторить в прямом или обратном направлении. Количество записываемых точек должно измеряться десятками тысяч или ограничиваться только доступной памятью.
5) Компьютерный интерфейс. Ваш автомобильный GPS прибор вполне самодостаточное устройство. Но возможность удобного подключения к компьютеру значительно расширяет ваши возможности. Точки, треки и маршруты можно сохранять на компьютере. А с компьютера в приёмник можно загружать карты, точки и маршруты, как сохранённые ранее, так и полученные от других пользователей GPS-приёмников.
6) Внешнее питание. GPS устройства для других целей могут работать только от батареек (аккумуляторов), но автомобильный навигатор должен подключаться к бортовому питанию автомобиля. Обратите внимание на наличие соответствующих кабелей в комплекте.
7) Большой экран. Даже для навигатора, снабжённого голосовыми подсказками, наличие большого контрастного экрана с крупными шрифтами — совершенно необходимый элемент безопасного вождения автомобиля.
8) Внешняя антенна. Одно из самых важных отличий автомобильного навигатора от других. Внешнюю антенну закрепить на автомобиле не сложно, а качество связи заметно улучшится. Ведь для приёмника, находящегося внутри автомобиля труднодоступная связь со спутниками, закрытыми крышей или атермальными стёклами.
9) Крепление. GPS навигатор должен быть надёжно закреплён в салоне автомобиля так, чтобы экран был хорошо виден водителю и на него не попадали солнечные лучи.
10) Как уже было сказано выше, для многих функций нужен большой объём памяти. Впрочем, в современных устройствах объём памяти обычно не является проблемой.
11) Сенсорный экран. Выбор между сенсорным экраном или кнопками — это вопрос индивидуальных предпочтений водителя. Но обратить внимание на эту функцию стоит.
12) Подключение датчиков (dead reckoning). Подключение к GPS навигатору спидометра и датчика угла поворота руля, а так же использование специализированных гироскопов и инерционных датчиков, позволяет значительно повысить точность. И даже некоторое время пользоваться навигатором в отсутствие сигнала от спутников.
13) Поддержка WAAS/EGNOS. Это наземные станции, работающие на территории США и Европы, которые позволяют значительно повысить точность позиционирования. Впрочем, для российских пользователей это не актуально, поскольку в России таких станций нет.
14) Использование одновременно сигналов GPS и ГЛОНАСС. Мы до сих говорили о GPS приёмниках. Но многие современные устройства навигации обрабатывают одновременно и сигналы GPS, и сигналы ГЛОНАСС, что обеспечивает существенно лучшую точность определения координат в любой точке мира.