Появление в масле осадка
Упрощённая формула системы смазки двигателя, обеспечивающая долговечность и его экономичную работу звучит так: Давление, Уровень и Качество!
Во-первых, давление. Всем хорошо известно, что давление масла в двигателе постоянно должно контролироваться во время движения автомобиля при помощи штатных приборов — контрольной лампы или ещё и стрелочного электрического манометра. Давление должно быть не менее 0,5 Бар при минимальных оборотах холостого хода (контрольная лампа не горит либо мигает) и не более 4,5 Бар при высокой частоте вращения вала двигателя. Если при работающем двигателе вдруг загорелась контрольная лампа аварийного давления масла или стрелка электрического манометра упала до ноля — немедленно выключите двигатель, остановитесь в безопасном месте и найдите причину этого явления.
Наличие давления в системе смазки лучше всего проверять при помощи образцового манометра, закрученного на место датчика. Если же такого нет под рукой — например, поломка случилась в дороге, то необходимо проверить, осталось ли масло в поддоне двигателя, а потом — не оборвался ли проводник, идущий от датчика давления. Когда же и провод на месте, и масло есть на щупе — выкрутите датчик давления и, закрыв отверстие главной масляной магистрали, попросите помощника запустить двигатель. Если при работающем двигателе масло не вытекает из главной масляной магистрали под давлением — необходимо проверять и ремонтировать привод насоса или маслозаборник. Но это тема отдельного разговора. Следует помнить главное — работа двигателя без соответствующего давления масла запрещена! Дешевле будет доехать до СТО на буксире.
Если же после запуска двигателя масло вытекает из главной магистрали под давлением, то неисправна показывающая система.
Проверка работоспособности показывающего прибора. При включённом зажигании отсоединить провод от датчика и дотронуться им до «массы» автомобиля. Если прибор исправен, стрелка отклонится на максимальное значение давления или загорится контрольная лампа.
Проверка работоспособности датчика давления. Выкрутить датчик, прижать его корпус к «массе», не снимая проводник. Насосом или компрессором для накачивания колёс создать давление в масляной магистрали датчика и при включённом зажигании наблюдать за отклонением стрелки. Если стрелка электрического манометра давления масла отклоняется пропорционально изменению давления воздуха, то показывающая система исправна. При неисправной показывающей системе можно доехать только до ближайшей СТО, при условии, что вы убедились в наличии давления в системе смазки.
Вторая составляющая — это уровень масла. Проверять уровень масла желательно ежедневно, во всяком случае не реже, чем через 500 км пробега. На холодном двигателе уровень должен быть между метками «min» и «max». Отклонение за эти границы недопустимо. Изменение уровня масла — важный диагностический параметр.
Если, например, в «Жигули» необходимо добавлять не более 0,5 м масла на 1000 км пробега, то состояние двигателя прекрасное. Нормативный расход для этих двигателей — до 0,8 л на 1000 км, при значительно большем расходе — ищите причину. Чаще всего это негерметичность системы смазки, износ уплотняющих элементов газораспределительного механизма (сальников, направляющих втулок клапанов), неисправность системы вентиляции картера или износ цилиндропоршневой группы. То есть, чем быстрее уменьшается уровень масла, тем хуже состояние двигателя. В этом случае масло приходится доливать.
Никогда не смешивайте разные масла, даже самых известных фирм — это может иметь нежелательные последствия. Переходить на другую марку (фирму) можно, но перед этим промойте двигатель и уже в дальнейшем пользуйтесь маслом только этой марки.
Иногда уровень не уменьшается, а наоборот, увеличивается. Это плохой признак, поскольку увеличиться уровень масла может лишь в двух случаях: при появлении в поддоне картера двигателя охлаждающей жидкости или горючего. И то, и другое крайне нежелательно. Появление на щупе пенистой эмульсии желто-белесого цвета указывает на наличие охлаждающей жидкости в масле и, как правило, на необходимость ремонта двигателя. Та же эмульсия в заливной горловине, под крышкой газораспределительного механизма или в вентиляционной трубке картера образуется при коротких поездках в холодное время года и не является признаком неисправности двигателя. При длительной работе двигателя в нормальном температурном режиме указанное явление не наблюдается, то есть эмульсия самостоятельно исчезает под воздействием высокой температуры. Если же уровень масла значительно увеличился, оно стало жидким с запахом горючего, то причина в некачественном горючем, неработающих свечах или в неисправности системы подачи топлива. Необходимо поменять масло, но предварительно найти и устранить причину повышения его уровня. И третья составляющая — это качество масла. Понятно, что качественным является такое моторное масло, которое отвечает по индексу вязкости и показателям качества конкретному двигателю. Внешне свежее масло должно быть жёлтым или светло-коричневым без каких-либо осадков. А что делать с осадком, если он есть в фирменных канистрах: старательно перемешать и залить в двигатель, или же заливать только светлую часть масла, оставив осадок (кстати, этот вопрос часто встречался в письмах читателей)? Ни то, ни другое!!! Просто не покупайте масло, имеющее осадок. Его наличие — это показатель некачественного масла.
Осадок серого, жёлтого цветов или их оттенков образуется при наличии воды.
Осадок тёмных до чёрного цветов появляется при превышении срока хранения масла (то есть свыше 5 лет) или при некачественной очистке базового масла.
Осадок можно увидеть, если канистра полупрозрачная и долгое время стоит неподвижно. Во всех остальных случаях наличие воды в масле и, следовательно, непригодность его к использованию в двигателе, можно определить очень просто и быстро. Нужно налить полпробирки масла, нагреть его до температуры 100° С. Появление на поверхности масла пены указывает на наличие в нём воды. Присутствие механических примесей приблизительно можно определить, капнув масла на фильтрующую бумагу. Если после высыхания осталось светло-жёлтое пятно — масло чистое. Если желтоватое или, ещё хуже, сероватое пятно с тёмным кантом по периметру — масло имеет большое количество механических примесей. Это в случае, если покупаете свежее, новое масло. А то, которое уже работало в двигателе, следует заменить, когда при проверке серое пятно посредине меньше ширины чёрного канта по его периметру.
Самой сложной является проверка на наличие присадок в масле. Для этого необходимо набрать в чистую сухую термостойкую стеклянную посуду 50-70 г масла и столько же дистиллированной воды, в которой растворено 3-4 г фенолфталеина. Потом ёмкость с маслом и раствором фенолфталеина ставят в кастрюлю с водой, нагревают до кипения, время от времени перемешивая смесь. После закипания воды дают всей «бане» остыть до комнатной температуры. Если водный раствор в масле стал красноватым (малиновым) — то присадки есть, масло нормальное. Во всех остальных случаях — масло некачественное, без присадок.