Деньги, власть и личность
Таким образом, факты доказывают, что формулой успеха является в большей степени высокая энергичность. Она порождается не генетическими, чисто физическими данными, но исходит из глубоко укоренившейся духовной потребности человека доказать своё превосходство. Приходилось ли этим людям преодолевать внутренние неудобства на пути к успеху? Во многих случаях — да! Большинство их них смертельно боялись потерпеть неудачу, но тем откровеннее проявлялась их одержимость навязчивой идеей победить, что находило своё проявление в «маниакальном синдроме успеха».
Энтузиазм настолько захватил этих людей, что ради исполнения своей мечты они были готовы принести в жертву семью, друзей, здоровье и счастье. Они шли на любые жертвы. Будучи под влиянием мании миллиардеры были в состоянии совершать поистине геркулесовские подвиги. Благодаря своей сосредоточенности на одном предмете и одержимости им, эти люди гораздо чаще остальных впадали в «состояние потока» или «зону» (это когда так заработаешься, что не замечаешь летящего времени. Говорит психолог Наполеон Хилл: «Когда я оторвался от работы, то заметил в стёклах небоскрёба напротив отблеск луча света. «Какая замечательная луна», — подумал я. Разобравшись же, понял, что второпях не заметил как наступило утро вторых суток моей работы — это был отблеск восходящего солнца») Чудовещная сила воли и сосредоточенность давали им возможность отключиться от остального мира. Но одержимый энтузиазм принёс им не только успех, а также и болезни. Он служил и инструментом власти, и орудием их разрушения.
Сильные мира сего — запрограммированные автоматы
Семь наиважнейших качеств личности были запрограммированы в миллиардерах с детства. Их поведенческие характеристики просто разительно отличались от тех, которые проявляются у «нормальных» людей. В исследуемых лицах потребности в совершенствовании, самоактуализации и превосходстве были запрограммированы так чётко, что пробудили в них по-настоящему маниакальный энтузиазм, с которым мои герои двигались к цели. Большинство из них просто не могли контролировать свою навязчивую потребность гнаться за деньгами и властью. Любовь к кукурузному маслу и ненависть к шпинату гораздо теснее связаны с положительным и отрицательным программированием ребёнка, чем любое другое внутреннее желание.
Благоприобретенные поведенческие характеристики отпечатываются в подсознании. То, что мы видим на поверхности, есть не что иное, как сознательное проявление заложенной программы:
* оптимизм,
* самоуважение,
* настойчивость,
* склонность к риску …
Эти люди, преуспевшие благодаря своей мании, были запрограммированы на рискованных трудоголиков не собственными генами, но детским опытом, вложившим соответствующую программу в бессознательное. А получив эту программу, мои герои облекли свою внутреннюю потребность в самоактуализации в конкретную форму. Подобно действиям компьютера, действия и поступки гениев были заранее предсказуемы, так как с безумным энтузиазмом подчинялись одной цели: стать лучшими из лучших, насколько им позволяли их возможности.
Напористость и психическая энергия = деньги и власть
Для окончательного усвоения таинства успеха, последний раз проясним: каково же происхождение огромной напористости, маниакального поведения и психической энергии? Приобретаются ли эти качества или наследуются, усваиваются эмпирически или наудачу, по мановению волшебной палочки? Ни то, ни другое полностью доказать всё-таки невозможно. Однако факты, обнаруженные при исследовании миллиардеров утверждают, что уникальные личностные качества и энтузиазм были приобретены ими в годы формирования личности или в результате кризисов. Подобные ранние переживания далеко перевешивают любые биологические исходные данные.
Если принять, что причины успеха этих личностей кроются в их генетике, то почему же миллионы других людей с точно такими же исходными данными не добились такого же успеха? Обладая точно таким же генетическим набором хромосом, миллионы и миллионы терпят в жизни неудачу. Вряд ли в окружении описанных миллиардеров можно найти какие-либо аргументы в пользу того, что генетика сыграла заметную роль в их достижениях. Все они вышли из разных семей, но у большинства из них были снисходительные родители и они вели жизнь, стимулирующую умственную активность.
Все эти люди испытывали схожие родительское влияние, влияние среды и переживали многочисленные кризисы. Короче, сходство наблюдалось по подавляющему большинству факторов.
Гениями не рождаются, а становятся
Ранние переживания (порядок рождения, частые переезды в детстве, кризисы, родители как достойные примеры, вымышленные герои и рано предоставленная свобода исследовать окружающие тайны) способствовали развитию у моих героев уникальных личностных качеств, обеспечивающих власть, деньги и успех.
Впервые проблему генов и воспитания подняли французские авторы Итар и Сегюн в своей основополагающей работе «Маугли из Авейрона». Результаты этой работы широко использовала итальянский врач и педагог Мария Монтессори. Эта женщина первой продемонстрировала, что детей, заклеймённых официальной педагогикой «идиотами» и «эмоционально и культурно отсталыми», можно научить действовать как «нормальных» учеников. Она пришла к заключению, что коренных изменений в способности детей учиться и приобретать успех можно добиться, переместив их из «обеднённой» в «расширенную, обогащённую обстановку». С тех пор это положение было подтверждено многими учёными. Дети Монтессори из трущоб Рима нередко обгоняли своих благополучных аккуратных сверстников, ежедневно спешащих в школу и не прогуливающих (упаси Бог!) ни одного урока. То же самое справедливо и в отношении героев этой книги, также обогнавших миллионы старательных отличников и золотых медалистов на своём пути.
В 1991 году французские исследователи Пломин и Бергман доказали, что перемена домашней обстановки может поднять коэффициент интеллекта на целых двадцать единиц. Это и неудивительно. Моим героям повезло, так как они росли в обстановке, благоприятствующей полному, широкому развитию личностных качеств, принёсших успех их обладателям, успех вопреки нормальным врождённым способностям и интеллектуальным талантам. Из настоящего исследования видно, что корень всех достижений не в «природе», но в «воспитании». В таблице 3 даны двенадцать принципов развития творческих наклонностей у детей на основе «печати успеха».
Что делает великих великими?
Творческие гении бизнеса — архитекторы перемен. Жизнь для них — непрерывный процесс познания и приобретения необходимого им самим опыта. Гении склонны сосредотачиваться на общности явлений и вещей (философский подход), а в развитии новых законов и принципов добиваются совершенства. В поисках решений тай и загадок они ценят знания и качество. Честолюбие у подобных людей велико невероятно и из добродетели превращается в порок. Интеллектуальные стимулы — сильная черта гениальной личности, превращающая человека в провидца и пионера выдающейся общественной значимости. К авторитетам гении равнодушны, так как личный опыт для них — главный критерий успеха. Исчерпывающее определение личности гения могло бы звучать так:
Гений — это одержимый энтузиаст с интуитивным складом ума, обладающий в значительной степенью самоуверенностью, проявляющий признаки трудоголизма типа А; любит риск, упрям и с точки зрения правящей верхушки общества является ренегатом.
Вышеприведённые поведенческие характеристики принадлежали как семнадцати героям этой книги, так и самым могущественным лидерам в науке, политике, культуре, спорте …
Как же можно развить подобную личность? Во многих случаях здесь сыграло свою роль влияние родителей и окружающей обстановки. Все это умещается в следующие определение:
Творческий гений часто является первенцем с коэффициентом интеллекта чуть выше среднего и хорошей дозой гормона тестостерона, выращенным снисходительной мягкой матерью и независимым отцом-предпринимателем. Частые переезды и личные кризисы вкупе с вымышленными героями-кумирами и положительными примерами выкристаллизовывают характер гениальной личности. Формальное образование для их успеха было не столь значимо.
Сколько стоит слава?
Дорого заплатили мои герои за власть и успех. Стоило ли это той цены? Фауст отдал дьяволу душу за молодость, знание и власть. Эти люди продали свои души ради исполнения мечты. И в том, и другом случае ради власти заключались сомнительные сделки. Соответствовала ли награда цене? Они считали: да! Мои герои погубили семьи, друзей, а некоторые погубили и себя. Их близкие не понимали, ради чего заключены эти сделки, но исцеляли психику людей, нацеленных на одно — на успех. Воплощение мечты стоило им нормального брака, счастья и чувства удовлетворения. Работа никогда не утомляла этих гениев, и они полностью реализовали свои возможности, став лучшими из лучших. А это, по словам Альфреда Адлера, — внутренняя потребность каждого человека. Все мои герои добились самоактуализации. По определению Адлера и Абрахама Маслоу, они достигли наивысшего положения, какое только доступно человеку. Но были ли они счастливы? Нет, во всяком случае в традиционном понимании этого слова. Но эти люди добились невероятных власти и успеха, что в их глазах и составляло счастье. Такие индивидуумы редко соглашаются с традиционным пониманием счастья. Вот почему, поставив себе целью добиться власти и успеха, необходимо прежде всего вступить в борьбу с хорошо продуманной общепринятой жизненной философией. Власть достаётся тем, кто берет её. Но убедитесь, что это именно то, что вам нужно, поскольку за власть приходится очень дорого платить.
Двенадцать принципов развития творческих наклонностей у детей
Из изучения могущественных преуспевающих взрослых видно, что детские переживания, запечатлевшиеся под влиянием обстановки, сыграли важнейшую роль в последующем успехе. Одарённый ребёнок нетерпим к бесполезному конформизму, ему требуется стимулирующая обстановка, бросающая ему вызов. Но талантливые дети, оставленные в бедной или нестимулирующей среде, нередко становятся заурядностями. Соответственно, среднеразвитые дети, оказавшись в расширенной или обогащённой обстановке, часто вооружаются инструментами величия. Опыт Монтессори в этой области просто драматичен, а недавние исследования в Беркли на крысах доказали важную роль окружающей обстановки в оптимизации способностей личности, направленных на достижение максимальных результатов. Хлопотливые мамаши и властные отцы — бич Божий для творчества, тогда как снисходительность родителей воспитывает талантливых творцов и предпринимателей.
1. Снисходительные балующие родители. Обращаясь с ребёнком как с уникальной особенной личностью, вы привьёте ему стойкое самолюбие и уверенность в себе. Правда, существует опасность наглого эгоиста. Такова цена за воспитание у ребёнка несгибаемой воли и оптимизма.
2. Демонстрируйте свою независимость. Деловая или предпринимательская деятельность родителей прививает ребёнку те же поведенческие модели. Независимость — следствие опыта, а не безопасности. Дети самостоятельных предпринимателей узнают, что люди могут добиться успеха в этом мире вне стен различных контор. В результате развиваются независимость и самостоятельность.
3. Многочисленные путешествия и частые переезды. Новые культуры и знакомства положительно влияют на развитие отваги, способности имитировать и учат не бояться неопределённых ситуаций. Кругосветное путешествие и год вне школы — то, что надо будущему гению.
4. Свобода поступков и движении. Позвольте детям испытать риск, конечно, не допуская катастрофы. Ребёнку должна быть предоставлена свобода исследования мира, в то время как родители отслеживают его деятельность, чтобы новый опыт не повредил здоровью и жизни их чада. Приучают рисковать без страха, не питая отвращения к опасности.
5. Выбросите слово «нет» из своего лексикона, все действия поощряйте. Развивайте сильные стороны, не обращая внимания на слабости. Оптимизм — вот что должно быть главным в закреплении поведенческих качеств. Никогда не позволяйте рационализму и негативизму направлять ваши действия.
6. Внушите ребёнку, что отличаться от других — это здорово. Лидеры отличаются от других. Подражая толпе, нельзя стать вождём, только последователем. Лидеры открывают новые земли, и они ренегаты уже по определению. Риск следует поощрять, не ругая за ошибки, позволить детям экспериментировать и учиться на ошибках.
7. Игровое обучение решению абстрактных проблем. Конструктор «Лего», другие конструкторы, мозаики-головоломки, видеоигры и радиоконструкторы — игрушки гения. У нас в Москве они продаются в ГУМе, ЦУМе, Детском мире… Решение эвристических проблем развивает холистические и интуитивные способности
8. Книги, фильмы и воображаемые герои. Воображаемые и мифологические герои скорее всего откроют перед ребёнком неограниченные перспективы и высвобождают его энергию. Книги и жадное чтение — ключи к успеху.
9. К знаниям и любознательности следует относиться с почтением. Знания рождают энтузиазм. Дети должны получать знания в искусстве, точных науках, журналистике, поэзии и философии.
10. Помещайте ребёнка в обстановку, стимулирующую его, бросающую ему вызов Бессознательное впитывает в себя все как губка, и мы становимся побочным продуктом окружающей обстановки. Старайтесь обогатить её, а не обеднить.
11. Гиперактивность и мания. Чрезвычайно полезное качество. Высокая энергичность и скорость всегда выигрывают. Наблюдайте за чересчур активными детьми, но не успокаивайте их лекарствами и не наказывайте. Подобным поведением управляют, но переменить его нельзя. Многие сильные мира сего были в детстве весьма активны.
12. Не ограничивайте воображения. Все творческие начинания взрослых родом из детских фантазий, которые являются побочным результатом развитого правого полушария и холистического видения. Интуиция — золотое качество.
В заключение скажу, что каждому лучше всего поступать в соответствии с увещеванием Джозефа Кэмпбелла: «Следуй своему счастью». Эту аксиому ещё раз подтвердил исследователь психологии творчества Пол Торренс, обнаруживший, что «счастье и хорошее психическое здоровье возможны, главным образом, тогда, когда человек полностью реализует свои способности». Торренс нашёл, что творцы счастливы, лишь когда им предоставлена «свобода творчества». Следовательно, успех выпадает на долю тех, кто готов воплотить свои мечты в жизнь любой ценой.
«Именно деньги»
Кто-то, может быть, скажет: «Почему вы написали книгу о деньгах? Разве богатство измеряется только в долларах?»
Многие убеждены, что существуют другие формы богатства, более предпочтительные для души. Да, богатство — это не только доллары, но на белом свете живут миллионы людей, которые ответят вам так: «Дайте-ка мне столько денег, сколько я хочу, а уж всем остальным я сам себя обеспечу».
Основная побудительная причина создания мной этой книги — страх нищеты, парализовавший миллионы мужчин и женщин. Послушайте лучше, что делает это страх. Рассказывает американский публицист Уэстбрук Пеглер:
«Деньги — всего лишь связки раковин, металлические кружочки или полоски бумаги. Но существуют богатства сердца и души, которые не купишь за деньги. Люди, находящиеся в подавленном состоянии зачастую не могут думать об этом и вообще сохранять присутствие духа. Вот человек выброшен на улицу: он — внизу, он — вне. И то, что происходит в его душе, совершенно отчётливо проявляется в посадке плеч, в том, как он носит шляпу, идёт или смотрит. Он не может уйти от чувства собственной неполноценности, находясь среди людей, имеющих постоянную работу, даже если он знает, что неизмеримо выше их по интеллекту, по характеру и по способностям.
В свою очередь эти люди (даже друзья) испытывают некоторое чувство превосходства и, пусть бессознательно, относятся к нему как к раненому. Какое-то время он имеет возможность одалживать деньги, но их, разумеется, недостаточно для поддержания прежнего уровня жизни и, в конце концов, никому не одалживают вечно. Причём он одалживает «на жизнь», что лишь усугубляет депрессию, а у самих этих денег нет оживляющей силы денег заработанных. Конечно же я говорю не о бездельниках и смирившихся неудачниках, а о мужчинах с нормальным самолюбием и самоуважением.
Полагаю, что женщины, оказавшиеся в подобной ситуации, ведут себя иначе. Замечу попутно, что рассуждая о людях, ставших лишними, мы почему-то не имеем в виду женщин. Да, редко можно увидеть женщину, стоящую в очереди за миской супа, а тем более нищенствующую. Вы не выделите их, как мужчин, в толпе по каким-то очевидным признакам. Опять-таки речь не идёт об уличных бродяжках что женского, что мужского рола. Их, вероятно, одинаковое число. Речь идёт о сравнительно молодых, достойных, интеллигентных женщинах. Их должно быть много, но они не выставляют напоказ крах своей жизни. Может быть, они предпочитают самоубийство.
Человек, оказавшийся не у дел, имеет достаточно времени для размышлений. У него есть время поехать «к чёрту на рога» за обнаружившейся вакансией, чтобы лишь узнать, что она занята или о том, что надо продавать какую-нибудь дрянь, которую если купят, то только из жалости и ему придётся жить на комиссионные. Отказавшись от столь «заманчивой» перспективы, он вдруг видит, что оказался на улице и ему можно идти «куда угодно», что впрочем совершенно равнозначно «некуда идти». И он идёт, идёт, идёт … Он глазеет на витрины, на недоступную ему роскошь и чувствует себя человеком второго сорта. Он уступает место у витрин тем, кто смотрит на них с активным интересом. Затем он забредает в метро или библиотеку, чтобы дать отдых ногам и хоть немного согреться. Но это не поиск работы — хотя он опять идёт. Он этого не знает, но бесцельность поиска, даже если она ещё не запечатлелась в его внешности, сама по себе чревата отказом. Его одежда, оставшаяся с хороших времён, ещё неплохо сидит, но не может скрыть упадка духа.
Он видит тысячи людей, занятых своей работой и завидует им в глубине души — всем этим киоскёрам, аптекарям, кондукторам … Те — независимы, в них бездна самоуверенности и достоинства, а он не может убедить себя, что тоже хороший человек, хотя постоянно спорит с собой и всегда приходит к благоприятному для себя выводу.
Именно деньги, точнее, их отсутствие, так изменили этого человека. Будь у него немного денег — он опять стал бы самим собой».