ВАША ОЧЕРЕДЬ
«Счастье не в простом обладании деньгами; оно в радости достижения, в острых ощущениях творческого усилия».
Франклин Д. Рузвельт
Добившиеся всего своими силами миллиардеры, чьи методы вы изучали в этой книге, — золотые медалисты в выбранной ими области накопления богатства. Их превосходство выглядит вдвое внушительнее, если учесть, что в мире намного больше людей стремятся разбогатеть, чем стать олимпийскими чемпионами. Взошедшие на финансовый Олимп обошли гораздо больше конкурентов, чем любой выдающийся пианист или шахматный гроссмейстер. Как им удалось добиться этого? Анализ великих состояний, основанных, начиная с девятнадцатого столетия, показал, что они значительно улучшили свои шансы, сосредоточив энергию на быстрорастущих отраслях промышленности. Затем вы рассмотрели девять используемых ими фундаментальных стратегий:
* рискуйте по-крупному;
* делайте бизнес по-новому;
* доминируйте над своим рынком;
* консолидируйте отрасль;
* покупайте дёшево;
* растите на сделках;
* управляйте эффективнее конкурентов;
* инвестируйте в политическое влияние;
* сопротивляйтесь профсоюзам.
Изучая эти стратегии, вы нашли, что они совсем не так просты, как вначале казалось. Например, создатели огромных состояний охотно шли на крупный риск, но, если надо, немедленно выходили из игры, а не спускали все до последнего доллара. Те, кто делал бизнес по-новому, обычно не выдумывали новые методики, сделавшие их богатыми. Вместо изобретения лучшей мышеловки они использовали потенциал идей, уже витавших в воздухе, и претворяли те или иные концепции в жизнь эффективнее, чем их конкуренты. Титаны богатства, доминировавшие над рынками, применяли свою власть не только непомерным взвинчиванием цен. Когда это требовалось, они жертвовали прибылью, чтобы отпугнуть новых конкурентов. Успешные промышленные консолидации не были основаны исключительно на эффективности текущих операций и трезвых финансовых методах. Миллиардеры, якобы процветавшие за счёт того, что покупали дёшево, были на самом деле сторонниками добавления стоимости к приобретаемым ими активам. Наконец, великие дельцы добивались успеха не только за счёт умения вести переговоры, но и за счёт истощения терпения своих оппонентов. Некоторые из наиболее прибыльных сделок основывались на ключевой информации, отсутствовавшей у другой стороны.
Кроме того, истории миллиардеров показали вам экстраординарную силу следующих ключевых принципов:
* ищите деньги в идеях;
* правила можно нарушать;
* копирование окупается лучше, чем нововведение;
* растите не переставая;
* держитесь за свои активы;
* упорный труд обязателен;
* используйте заёмные средства;
* держите чёрный ход открытым;
* на ошибках учатся;
* умеренность воздаётся сторицей;
* наслаждайтесь процессом;
* станьте толстокожим.
Независимо от того, установили ли вы своей целью миллиард долларов или меньше, можно вполне достичь личного богатства, используя указанные стратегии и принципы. Но прежде, чем начать их применять, нужно сделать ещё более важный шаг. На тему, поставленную названием главы этой книги, вы должны ответить определённым «да».
Настройтесь стать сверхбогатым
Просто желать богатства легко. Популярность лотерей доказывает: миллионы людей хотят быть чрезвычайно состоятельными. Однако лишь несколько сотен человек во всём мире миллиардеры, то есть настроить себя быть сверхбогатым гораздо труднее. Искреннее стремление к этой цели означает необходимость целиком посвятить себя её достижению. Это требует отдачи не менее интенсивной, чем подготовка к заплыву Ла-Манш. Все ваши помыслы надо подчинить всепоглощающему поиску богатства. Соответственно, надо тщательно обдумать, насколько высокую цену вы готовы заплатить за это. Правильным ответом для вас может оказаться и такой: жертвы, необходимые для достижения статуса миллиардера, слишком велики. Вы можете вместо этого определить понятие «сверхбогатый» как уровень мультимиллионера, позволяющий вам чрезвычайно хорошо жить без необходимости работать. Независимо от величины чистого состояния, которым вы решили обладать, на этом пути придётся столкнуться со многими трудными проблемами. Возникнут бесчисленные случаи, когда забота о собственном капитале получит приоритет над семейными обязательствами, отдыхом или сном. Точно так же сильное желание стать богатым освободит вас от некоторых моральных норм, останавливающих большинство искателей огромных денег. Вы сможете изобрести стратегии для преодоления уравнительного эффекта конкуренции только потому, что ваши мысли всегда будут о бизнесе. Подобно Дж. Полу Гетти, обнаружившему купол исключительно ценного нефтеносного формирования в Калифорнии, где другие видели только ровную землю, вы заметите возможность извлечения прибыли везде, где будете проходить. Обострённым восприятием почувствуете что мир вокруг вас изменяется, так же, как Сэм Уолтон предвидел революционное воздействие розничной торговли со скидками.
Социальные условности — препятствия для других _ станут ступенями вашего восхождения. Возможность вторгнуться на рынки конкурентов появятся у вас только тогда, когда другие будут твёрдо придерживаться неписаных договорённостей, разработанных для сохранения статус-кво. Предприниматели, чувствительнее вас к общественному мнению, дадут вам лишний шанс, воздержавшись от действий, которые выставили бы их как нарушителей традиционного образа жизни. За столом переговоров вы возьмёте верх над соперниками, не имеющими такого же абсолютного стремления к победе. В отличие от вас, у них не хватит бесстыдства спорить из-за каждого даже незначительного пункта. Затем, когда условия кажутся улаженными и противоположная сторона эмоционально готова на сделку, выдвигать другие возражения и запускать процесс снова и снова.
Точно так же на свою беду неудачники в битве за сверхбогатство не смогут придержать очень важную информацию, чтобы заключить лучшую сделку. Немногие будут так настроены на победу, как Г. Л. Хант, державший «Папашу» Джойнера в неведении об огромной ценности скважины Daisy Bradford №3, заливая стареющего бурильщика выпивкой и снабжая девками, пока он не передал свои права за сущие гроши. Полная приверженность цели стать богатым даст вам силу сказать своим критикам: «Горе тому, кто думает плохо об этом».
Живите полной жизнью
Если вас беспокоит, что «полная приверженность» стать сверхбогатым означает отказ от всех других интересов в жизни, расслабьтесь. Люди, описанные в книге совсем не одномерные персонажи. Все без исключения, они неистово бросали себя в другие виды деятельности с тем же рвением, которое характеризовало их погоню за деньгами. Искренний энтузиазм в развлечениях так же, как и в работе, черта, которую вы обязательно должны развить, если надеетесь скопировать успех добившихся всего своими силами миллиардеров. Их опыт указывает: вы не сможете процветать, небрежно относясь к любому делу, независимо от того, имеет оно отношение к созданию денег или нет. Отнюдь не отвлекая вас от собирания огромного состояния, активное отношение к другим, не связанным с работой увлечениям, будет развивать привычку превосходить других. Для Фила Аншуца жить полной жизнью означает тренироваться для следующего марафона, вставая в 4:30 утра, чтобы пробежать 10 километров. Для Ричарда Брэнсона — это способность влезать в авантюрные приключения, которые неоднократно помещали его в «Книгу мировых рекордов Гиннеса». Г. Л. Хант продвигал свои политические взгляды, записывая ежедневную радиопередачу, передаваемую более чем 300 радиостанциями, и создавая утопический роман под названием «Альпака». Росс Перо шагнул на шаг дальше, организовав собственную политическую партию и проведя самую успешную со времён Теодора Рузвельта кампанию за избрание президентом Соединённых Штатов кандидата, не являющегося членом одной из двух основных политических партий.
Даже уйдя в отставку, Джон Д. Рокфеллер излучал энергию, как настоящая динамомашина. Заболев в возрасте 60 лет гольфовой лихорадкой, он понастроил в своих имениях поля для этой игры и проводил здесь по четыре— шесть часов в день. Когда шёл снег, он использовал для расчистки лошадей и снегоочистители и раздавал жилеты, чтобы согревать своих партнёров по гольфу. Рокфеллер посвятил себя благоустройству своего поместья в Покантико к северу от Нью-Йорка. Вначале он нанял фирму Frederick Law Olmsted, наиболее известную своим проектированием Центрального парка Нью-Йорка. Но затем взял дело в свои руки, иногда даже лично возглавляя работу бригад. Он находил удовольствие в пересаживании огромных деревьев, иной раз высотой до 90 футов, а также посадке саженцев до 10.000 штук за раз, часть из которых потом продавал с прибылью.
В дополнение ко всем этим делам, Рокфеллер час в день посвящал своей обширной филантропической деятельности. Уже будучи за девяносто, пробудившись от дремоты, он призывал своего внука Нельсона (позднее губернатора шт. Нью-Йорк и вице-президента Соединённых Штатов) и бомбардировал его вопросами, как Джон Д. Рокфеллер-мл. справляется со строительством Центра Рокфеллера на Манхэттене.
Дж. Пол Гетти увлечённо коллекционировал произведения искусства. Стремясь собрать всю доступную информацию о своих приобретениях, он приглашал антикваров и искусствоведов в свою резиденцию близ Лондона, донимая их вопросами до позднего вечера. Он проводил по полдня в музеях и антикварных лавках, выискивая исторические детали и анализируя физический состав экспонатов. Вознамерившись доказать, что картина, приобретённая им всего за 200 фунтов, подлинный Рафаэль, Гетти погрузился в исследование, почему голубая краска, использованная художником, была не ляпис-лазурью, а более дешёвой медной лазурью. После нескольких месяцев поисков он торжествующе проинформировал авторитетов, сомневавшихся в подлинности полотна, что в 1508 году, когда оно было написано, медная лазурь стоила дороже. Установление этого факта вряд ли доказало, что автором был Рафаэль (что кажется сомнительным), но успокоило жадный аппетит Гетти на информацию.
Присущая Биллу Гейтсу интенсивность простирается далеко за пределы рабочего места. Когда он ухаживал за Энн Винблад, ещё одним пионером индустрии программного обеспечения, они выбирали научные предметы для изучения во время своих кратких каникул. Например, в отпуске влюблённые читали столько книг по физике, сколько могли привезти с собой, и слушали записи некоторых лекций профессора Ричарда Фейнмана.
Летние барбекю для круга близких знакомых, которые начал устраивать Гейтс, быстро превратились в ежегодное мероприятие, получившее название «Микроигры». Гости делились на команды и соревновались в решении головоломок, пении, гонках, водных играх и «охоте мусорщиков». Участники должны были передать своим товарищам по команде сообщение с помощью дымовых сигналов. В другой раз Гейтс и его родители привезли шесть тонн песка для конкурса по строительству песчаных домиков.
Короче говоря, добившиеся всего сами богачи с пылом берутся за каждое дело. Друзья говорят об их невероятной энергии и интересе к жизни. Если эти фразы ещё не описывают вас, вы должны немедленно начать развивать привычку радоваться каждому дню как захватывающему новому приключению. Упорство — ещё одна черта, неизменно приписываемая строителям великих капиталов. Индивидуумы, описанные в этой книге, не стали очень богатыми лишь благодаря одной удаче. Напротив, они упорно боролись за достижение своих целей, пока не достигли результата. Это также привычка, которую вы можете и должны сформировать. Золотые медалисты в накоплении богатства — это люди, любящие решать и бесконечно искать новые задачи. В определённый момент своей жизни, иной раз ещё в начальной школе, они захотели стать богатыми. Немногие, если такие вообще имеются, начинали с планки в миллион долларов, но по мере роста капитала они желали большего. По ходу дела чистое семизначное состояние стало для них лишь очередной ступенью процесса восхождения. Сделавшие себя миллиардеры любят погоню за деньгами больше, чем сами деньги. Чтобы следовать по их стопам, вы должны принять такой же склад ума, стратегии, тактики и принципы.
А в заключение приведу один из примеров российского бизнеса.
Лучше всех про этот бизнес расскажет очевидец — обыкновенный хабаровский предприниматель Степан В. Когда я познакомился с ним этой осенью в одном из питерских ресторанчиков, он выглядел слегка упитанным гражданином весом слегка под восемьдесят килограмм.
– Не поверишь, но в июле я весил все сто десять. Вес начал набирать в прошлом году, и довольно резко. Зимой жена начала верещать — на кого ты похож, толстопузый и т.п. Я, конечно, пошёл по нашим сибирским шарлатанам, все попробовал, а толку — шиш. В конце концов отвели меня в одну контору, скромно так называется — АОЗТ «Диетолог».
Тамошний директор, фигуристая такая мадам лет сорока, с ходу и говорит: «Мы берёмся решить вашу проблему, но услуга дорогая и потребует от вас не только денег, но и времени — двадцать дней безвылазно в нашем пансионате. Если согласны — двадцать пять тысяч в кассу и с понедельника начинаем».
Я, разумеется, грубить ей начал — по штуке за день, это что за пансионат, «Хилтон» у нас в тайге построили? Спрашиваю, какие будут гарантии?
Она отвечает: «По окончании курса встанете на весы. Если сбросите меньше двадцати килограммов, вернём все деньги и извинимся».
Я в контракте этот пункт действительно нашёл — ну и вписался в это дело.
Так вот, я сбросил двадцать пять и до сих пор, по-моему, худею, очухаться не могу. Это же гестапо было, а не пансионат.
Привезли меня в спокойный такой особнячок о трёх этажах за высоким забором, отвели в холл, вручили карту магнитную и двери закрыли. В холле я провёл часа два — ждал, когда кто-нибудь выйдет, пригласит на процедуры или ещё куда. Не дождался, стал ломиться в первую попавшуюся дверь. Мужчина я неслабый, но там такая пружина была в двери, что я только за три приёма туда втиснулся — это туалет оказался. Минут десять я из него выбирался, смотрю — в холле уже народ околачивается, человек семь мужиков.
Познакомились — тоже подопытные, как они себя тут называли, лечиться приехали. Объясняют — обед у нас сейчас будет, но не для всех, а для тех, кто свою карту магнитную вон в ту щёлочку на потолке вставит.
У меня глаза на лоб полезли — возле каждой щёлочки канат висит, метров десять, не меньше. Я последний раз по канату в шестом классе лазал. Кричу: «Мужики, слазайте кто-нибудь за меня, я в долгу не останусь, в городе расплачусь». А мне сурово так отвечают: «Мы и сами люди небедные, да тут везде видеокамер понатыкано. Если ты кому-нибудь так удружишь, оставят на сутки вообще без жратвы, хоть потом ты по канату излазаешься весь, как макака». И полезли себе — бодро так, чуть не с песнями.
В этот день пообедать мне не удалось. Зато файв'о'клок я честно отработал — вставил карточку в поганый тренажёр и выжал двести раз по семьдесят кило. Тренажёр мне выдал ещё карту, одноразовую, которую полагалось совать в кормушку на втором этаже — как я туда добирался, это, кстати, отдельная история.
Все двери в этом пансионатике имели пружины вроде амортизаторов с «КамАЗа» — ходить можно было только парами, иначе не открыть. Лестницы — это вообще атас, через ступеньку — дырка, прыгать надо. Ну и вообще, приколов там немало.
А самый прикол начинался по вечерам. Скукотища, ни книжек, ни журналов, но в холле есть телевизор. Но он, сволочь, работает только от велотренажёра, динамо там подключено, электроэнергию вырабатывать. И крутить надо шустро, нормальный человек минут десять выдерживает и падает.
И вот, чтобы вечером хотя бы новости посмотреть, мы там накручивали по очереди, как идиоты, А не дай бог хороший боевичок в анонсе обещали, да ещё двухсерийный — крутили до посинения.
Короче, когда нас забирать приехали, мы водителя чуть не грохнули прямо в автобусе. Пожалели, правда, он кричал, что человек он посторонний, к этому концлагерю отношения не имеет.
А в контору приехали, хозяйка нам говорит — вставайте на весы, толстопузые. Я взвесился и ахнул — двадцать пять за двадцать дней.
И знаешь, так они меня там приучили — не могу без зала, два-три раза в недельку на тренажёры теперь сам бегаю. Как мартышка, ей-богу.
Никаких подробностей про обороты и перспективы АОЗТ «Диетолог» подопытный Степан, к сожалению, не поведал. Но и так понятно, что бизнес у хозяйки приживётся, несмотря на немаленькие цены — ведь она действительно делает то, за что ей, собственно, и платят деньги. А это сегодня такая редкость.