Если ребёнку нужна операция с наркозом
Очень часто наркоз пугает людей даже больше, чем сама операция. Страшат неизвестность, возможные неприятные ощущения при засыпании и пробуждении, да и многочисленные разговоры о вредных для здоровья последствиях наркоза. Тем более, если все это касается вашего ребёнка. Что такое современный наркоз? И насколько он безопасен для детского организма?
В большинстве случаев о наркозе мы знаем только то, что операция под его воздействием проходит безболезненно. Но в жизни может случиться так, что этих знаний окажется недостаточно, например, если решён вопрос об операции для вашего ребёнка. Что же нужно знать о наркозе?
Наркоз, или общее обезболивание — это ограниченное во времени медикаментозное воздействие на организм, при котором пациент находится в бессознательном состоянии, когда ему вводятся обезболивающие препараты, с последующим восстановлением сознания, без болевых ощущений в области операции. Наркоз может включать в себя проведение больному искусственного дыхания, обеспечение расслабления мышц, постановку капельниц с целью поддержания постоянства внутренней среды организма при помощи инфузионных растворов, контроль и возмещение кровопотери, антибиотикопрофилактику, профилактику послеоперационной тошноты и рвоты и так далее. Все действия направлены на то, чтобы больной перенёс оперативное вмешательство и «проснулся» после операции, не испытывая состояния дискомфорта.
Виды наркоза
В зависимости от способа проведения наркоз бывает ингаляционный, внутривенный и внутримышечный. Выбор способа наркоза лежит на анестезиологе и зависит от состояния пациента, от вида оперативного вмешательства, от квалификации самого анестезиолога и хирурга и т.п., ведь для одной и той же операции может быть назначено разное общее обезболивание. Анестезиолог может смешивать разные виды наркоза, добиваясь идеального сочетания для данного больного.
Наркоз условно делится на «маленький» и «большой», всё зависит от количества и сочетания препаратов различных групп.
К «маленьким» наркозам можно отнести ингаляционный (аппаратно-масочный) наркоз и внутримышечный наркоз. При аппаратно-масочном наркозе ребёнок получает обезболивающий препарат в виде ингаляционной смеси при самостоятельном дыхании. Обезболивающие препараты, вводимые в организм в виде ингаляции, называются ингаляционными анестетиками (ФТОРОТАН, ИЗОФЛЮРАН, СЕВОФЛЮРАН). Этот вид общего обезболивания применяется при малотравматичных, непродолжительных операциях и манипуляциях, а также при различных видах исследований, когда необходимо кратковременное выключение сознания ребёнка. В настоящее время ингаляционный наркоз чаще всего сочетается с местной (регионарной) анестезией, так как в виде мононаркоза недостаточно эффективен. Внутримышечный наркоз сейчас практически не применяется и уходит в прошлое, так как действием на организм пациента этого вида наркоза анестезиолог абсолютно не может управлять. Кроме того, препарат, который в основном используется для внутримышечного вида наркоза — КЕТАМИН, по последним данным не так уж безвреден для больного, он выключает на длительный срок (практически на шесть месяцев) долговременную память, мешая полноценному развитию ребёнка.
«Большой» наркоз — это многокомпонентное фармакологическое воздействие на организм. Включает в себя применение таких лекарственных групп, как наркотические анальгетики (не надо путать с наркотиками), мышечные релаксанты (препараты, временно расслабляющие скелетную мускулатуру), снотворные препараты, местные анестетики, комплекс инфузионных растворов и по необходимости препаратов крови. Лекарственные средства вводятся как внутривенно, так и ингаляционно через лёгкие. Больному во время операции проводится искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ).
Немного терминологии
Премедикация — психоэмоциональная и медикаментозная подготовка больного к предстоящей операции, начинается за несколько дней до хирургического вмешательства и завершается непосредственно перед операцией. Основная задача премедикации — снять страх, снизить риск развития аллергических реакций, подготовить организм к предстоящему стрессу, успокоить ребёнка. Лекарства могут вводиться через рот в виде сиропа, в виде спрея в нос, внутримышечно, внутривенно, а также в виде микроклизм.
Катетеризация вены — постановка катетера в периферическую или центральную вену для неоднократного введения внутривенных медицинских препаратов во время операции. Эта манипуляция производится перед операцией.
Искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ) — способ доставки кислорода к лёгким и далее ко всем тканям организма при помощи аппарата искусственной вентиляции. Во время операции ИВЛ начинает проводиться сразу после введения мышечных релаксантов — препаратов, временно расслабляющих скелетную мускулатуру, что необходимо для интубации.Интубация — введение в просвет трахеи интубационной трубки для проведения искусственной вентиляции лёгких во время операции. Эта манипуляция анестезиолога, направлена на обеспечение доставки кислорода к лёгким и защиту дыхательных путей пациента.
Инфузионная терапия — внутривенное введение стерильных растворов для поддержания постоянства водно-электролитного баланса организма, объёма циркулирующей крови по сосудам, для уменьшения последствий операционной кровопотери.
Трансфузионная терапия — внутривенное введение препаратов, изготовленных из крови больного или крови донора (эритроцитарная масса, свежезамороженная плазма и пр.) для возмещения невосполнимой кровопотери.. Трансфузионная терапия — это сама по себе операция по вынужденному внедрению в организм чужеродной материи, применяется по строгим жизненным показаниям.
Регионарная (местная) анестезия — метод обезболивания определённого участка тела путём подведения раствора местного анестетика (обезболивающего препарата) к крупным нервным стволам. Одним из вариантов регионарной анестезии является эпидуральная анестезия, когда раствор местного анестетика вводится в околопозвоночное пространство. Это одна из самых сложных в техническом исполнении манипуляций в анестезиологии. Самые простые и известные местные анестетики — это НОВОКАИН и ЛИДОКАИН, а современный, безопасный и обладающий наиболее длительным действием — РОПИВАКАИН.
Есть ли противопоказания?
Противопоказаний к наркозу нет, кроме отказа больного или его родственников от наркоза. При этом многие оперативные вмешательства можно провести без наркоза, под местной анестезией (обезболиванием). Но когда мы говорим о комфортном состоянии пациента во время операции, когда важно избежать психо-эмоционального и физического стресса — необходим наркоз, то есть, нужны знания и умения врача-анестезиолога. И совсем не обязательно наркоз у детей используется только во время операций. Наркоз может потребоваться при множестве диагностических и лечебных мероприятий, где необходимо убрать беспокойство, выключить сознание, дать возможность ребёнку не помнить о неприятных ощущениях, об отсутствии родителей, о вынужденном длительном положении, о стоматологе с блестящими инструментами и бормашиной. Везде, где нужно спокойствие ребёнка, нужен анестезиолог — врач, в задачу которого входит защита больного от операционного стресса.
Перед плановой операцией важно учесть и такой момент: если у ребёнка имеется сопутствующая патология, то желательно, чтобы заболевание было вне обострения. Если ребёнок переболел острой респираторной вирусной инфекцией (ОРВИ), то период восстановления составляет минимум две недели, и желательно в этот промежуток времени не проводить плановых операций, так как значительно повышается риск послеоперационных осложнений и во время операции могут возникнуть проблемы с дыханием, ведь респираторная инфекция в первую очередь поражает дыхательные пути.
Перед операцией врач-анестизиолог обязательно побеседует с вами на отвлечённые от операции темы: где родился ребёнок, как родился, сделаны ли прививки и когда, как рос, как развивался, чем болел, есть ли аллергия, осмотрит ребёнка, ознакомится с историей болезни, скрупулёзно изучит все анализы. Он расскажет, что будет происходить с вашим ребёнком до операции, во время операции и в ближайший послеоперационный период.
Готовим ребёнка к наркозу
Самое важное — эмоциональная сфера. Не всегда нужно говорить ребёнку о предстоящей операции. Исключение составляют случаи, когда болезнь мешает ребёнку и он сознательно хочет от неё избавиться.
Самое неприятное для родителей — это голодная пауза, т.е. за шесть часов до наркоза нельзя кормить ребёнка, за четыре часа нельзя даже поить водой, причём под водой понимается прозрачная, негазированная жидкость без запаха и вкуса. Новорождённого, находящегося на грудном вскармливании, можно кормить последний раз за четыре часа до наркоза, а для ребёнка, находящегося на искусственном вскармливании, этот срок удлиняется до шести часов. Голодная пауза позволит избежать такого осложнения во время начала наркоза, как аспирация, т. е., попадание содержимого желудка в дыхательные пути (речь об этом пойдёт далее).
Делать клизму перед операцией или нет? Кишечник пациента перед операцией должен быть опорожнён, чтобы во время операции под влиянием наркоза не произошло непроизвольного отхождения стула. Тем более это условие должно соблюдаться при операциях на кишечнике. Обычно за три дня до операции пациенту назначают диету, исключающую мясные продукты и продукты, содержащие растительную клетчатку, иногда к этому добавляют слабительное средство днем накануне операции. В этом случае клизма не нужна, если её не требует хирург.
В арсенале анестезиолога имеется много приспособлений для отвлечения внимания ребёнка от предстоящего наркоза. Это и дыхательные мешки с изображением разных зверей, и лицевые маски с запахом клубники и апельсина, это электроды ЭКГ с изображением симпатичных мордочек любимых животных, — то есть, все для комфортного засыпания ребёнка. Но всё же родители должны находиться рядом с ребёнком до того момента, пока он не уснёт. И проснуться малыш должен рядом с родителями (если ребёнок не переводится после операции в отделение реанимации и интенсивной терапии).
Во время операции
После того, как ребёнок уснул, наркоз углубляется до так называемой «хирургической стадии», при достижении которой хирург начинает операцию. По окончании операции «сила» наркоза уменьшается, ребёнок просыпается.
Что же происходит с ребёнком во время операции? Он спит, не испытывая никаких ощущений, в частности болевых. Состояние ребёнка оценивается анестезиологом клинически по кожным покровам, видимым слизистым оболочкам, глазам, он слушает лёгкие и сердцебиение ребёнка, используется мониторинг (наблюдение) работы всех жизненно важных органов и систем, при необходимости выполняются лабораторные экспресс-анализы. Современное мониторное оборудование позволяет отслеживать частоту сердечных сокращений, артериальное давление, частоту дыхания, содержание во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе кислорода, углекислоты, ингаляционных анестетиков, насыщение крови кислородом в процентном соотношении, степень глубины сна и степень обезболивания, уровень расслабления мышц, возможность проведения болевого импульса по нервному стволу и многое, многое другое. Анестезиологом проводится инфузионная и по необходимости трансфузионная терапия, помимо препаратов для наркоза вводятся антибактериальные, кровоостанавливающие, противорвотные препараты.
Выход из наркоза
Период выхода из наркоза длится не более 1,5-2 часов, пока действуют препараты, вводимые для наркоза (не стоит путать с послеоперационным периодом, который длится 7-10 дней). Современные препараты позволяют сократить период выхода из наркоза до 15-20 минут, тем не менее, по сложившейся традиции ребёнок должен находиться под наблюдением анестезиолога в течение 2 часов после наркоза. Этот период может осложниться головокружением, тошнотой и рвотой, болевыми ощущениями в области послеоперационной раны. У детей первого года жизни может нарушиться привычный режим сна и бодрствования, который восстанавливается в течение 1-2 недель.
Тактика современной анестезиологии и хирургии диктует раннюю активизацию больного после операции: как можно раньше вставать с постели, как можно раньше начинать пить и есть — в течение часа после непродолжительной, малотравматичной, не осложнённой операции и в течение трёх-четырёх часов после более серьёзной операции. Если ребёнок после операции переводится в отделение реанимации и интенсивной терапии, то дальнейшее наблюдение за состоянием ребёнка берет на себя врач-реаниматолог, и здесь важна преемственность в передаче больного от врача к врачу.
Как и чем обезболивать после операции? В нашей стране назначение обезболивающих препаратов проводит лечащий хирург. Это могут быть наркотические анальгетики (ПРОМЕДОЛ), ненаркотические анальгетики (ТРАМАЛ, МОРАДОЛ, АНАЛЬГИН, БАРАЛГИН), нестероидные противовоспалительные (КЕТОРОЛ, КЕТОРОЛАК, ИБУПРОФЕН) и жаропонижающие препараты (ПАНАДОЛ, НУРОФЕН).
Возможные осложнения
Современная анестезиология стремится свести к минимуму свою фармакологическую агрессию, уменьшая время действия препаратов, их количество, выводя препарат из организма практически в неизменном виде (СЕВОФЛЮРАН) или полностью разрушая его ферментами самого организма (РЕМИФЕНТАНИЛ). Но, к сожалению, риск всё равно остаётся. Хотя он и минимален, осложнения всё же возможны.
Неизбежен вопрос: какие осложнения могут возникнуть во время наркоза и к каким последствиям они могут привести?
Анафилактический шок — аллергическая реакция на введение препаратов для наркоза, на переливание препаратов крови, при введении антибиотиков и пр. Самое грозное и непредсказуемое осложнение, способное развиться мгновенно, может возникнуть в ответ на введение любого препарата у любого человека. Встречается с частотой 1 на 10000 наркозов. Характеризуется резким снижением артериального давления, нарушением работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Последствия могут быть самыми фатальными. К большому сожалению, избежать этого осложнения можно только в том случае, если раньше у больного или у его ближайших родственников была подобная реакция на данный препарат и его просто исключают из наркоза. Анафилактическую реакцию сложно и тяжело лечить, основу терапии составляют гормональные препараты (например, АДРЕНАЛИН, ПРЕДНИЗОЛОН, ДЕКСАМЕТАЗОН).
Ещё одним грозным осложнением, которое практически невозможно предупредить и предотвратить, является злокачественная гипертермия — состояние, при котором в ответ на введение ингаляционных анестетиков и мышечных релаксантов значительно повышается температура тела (до 43 градусов С), Чаще всего это врождённая предрасположенность. Утешает то, что развитие злокачественной гипертермии — крайне редкая ситуация, 1 на 100000 общих анестезий. Аспирация — попадание содержимого желудка в дыхательные пути. Развитие этого осложнения чаще всего возможно при экстренных операциях, если с момента последнего принятия пищи пациентом прошло мало времени и не произошло полного опорожнения желудка. У детей аспирация может возникнуть во время аппаратно-масочного наркоза при пассивном затекании содержимого желудка в ротовую полость. Это осложнение грозит развитием тяжёлого двухстороннего воспаления лёгких, осложнённого ожогом дыхательных путей кислым содержимым желудка.
Дыхательная недостаточность — патологическое состояние, развивающееся при нарушении доставки кислорода к лёгким и газообмена в лёгких, при котором не обеспечивается поддержание нормального газового состава крови. Современное мониторное оборудование и тщательное наблюдение помогает избежать или вовремя диагностировать это осложнение.
Сердечно-сосудистая недостаточность — патологическое состояние, при котором сердце не способно обеспечить адекватное кровоснабжение органов. Как самостоятельное осложнение, у детей встречается крайне редко, чаще всего как результат других осложнений, таких, как анафилактический шок, массивная кровопотеря, недостаточное обезболивание. Проводится комплекс реанимационных мероприятий с последующей длительной реабилитацией.
Механические повреждения — осложнения, которые могут возникать в ходе манипуляций, проводимых анестезиологом, будь то интубация трахеи, катетеризация вены, постановка желудочного зонда или мочевого катетера. У более опытного анестезиолога этих осложнений возникает меньше.
Современные препараты для наркоза прошли многочисленные доклинические и клинические испытания — сначала у взрослых пациентов. И только после нескольких лет безопасного применения их разрешают в детской практике. Основная особенность современных препаратов для наркоза — это отсутствие побочных реакций, быстрое выведение из организма, прогнозируемость продолжительности действия от введённой дозы. Исходя из этого, наркоз безопасен, не имеет никаких отдалённых последствий и может повторяться неоднократно.
Без сомнения, на анестезиологе лежит огромная ответственность за жизнь пациента. Совместно с хирургом он стремится помочь вашему ребёнку справиться с недугом, порой единолично отвечая за сохранение жизни.