Мы привыкли считать, что научить детей тем или иным правилам защиты можно только с помощью многократного повторения правил. Но, как показывает практика, это далеко не так. Наши дети учатся у нас даже тогда, когда мы абсолютно уверены, что они заняты своим делом и не замечают ничего вокруг. Кто из вас не повторял набившую оскомину фразу: «Я тебе сколько раз говорил, так не делай», но ребёнок упорно повторяет одну и ту же ошибку. Что это, непонятливость ребёнка или дух противоречия. Это прежде всего наши действия, которые ребёнок воспроизводит почти подсознательно.
Ни для кого не секрет, что, играя в дочки-матери или в школу (детский сад), ребёнок воспроизводит действия взрослых, т. е., наблюдая за его игрой, можно определить, какие взаимоотношения между родителями, как они относятся к своему ребёнку, что делает воспитатель или учитель. Поэтому, наблюдая за игрой ребёнка, мы смотрим на себя со стороны. А значит, нам самим нужно быть предельно осторожными и внимательными, зная, что наше действие ребёнок может воспроизвести с точностью до мельчайших деталей. Поэтому, сколько бы раз вы ни повторяли ребёнку, что прежде чем открыть дверь, нужно узнать, кто за ней, он никогда не выполнит ваших указаний, если вы сами не будете чётко выполнять их.
Правило второе: если хотите научить ребёнка правилам безопасности, прежде всего сами выполняйте их.
Не нужно надеяться на то, что ребёнок играет и не смотрит на вас, если вы открываете дверь, не узнав, кто за ней, ребёнок сделает то же самое, и никакие страшные истории о том, что за дверью Баба-Яга вам не помогут, он повторит ваши действия.
Небольшой пример: шестилетний мальчик каждый день наблюдал, как его отец, пьяница и дебошир, избивал мать. Играя один на улице, он увидел коляску с ребёнком, оставленную бес присмотра. Подойдя к ней мальчик, взял ребёнка и понёс его за дом. Грудничок проснулся и начал плакать, тогда мальчик положил ребёнка лицом в лужу и так держал, пока тот не захлебнулся.
Это один из примеров, когда дети воспроизводят действия родителей. Мы читали лекции по школе выживания и перед началом одной спросили детей, что они делают, прежде чем открыть дверь. Ответы были самыми разными, начиная от: «иду и открываю», до «смотрю в глазок и открываю». На вопрос «Зачем они смотрят в глазок?» все дети ответили одинаково: «Так делают мои родители».
Из ответов видно, что самым лучшим способом обучения детей является собственный пример. И если вы всегда внимательны к своей собственной безопасности, то и ваш ребёнок будет повторять эти же действия. Например, вы окончили работу или собираетесь заняться чем-то другим, уберёте за собой своё рабочее место, ваш ребёнок сделает то же самое, играя с игрушками и убирая их по мере ненадобности. Ведь даже пропажа самой маленькой из них очень сильно расстроит его, а следовательно, будет первым уроком, что нужно быть внимательным к своим вещам, т. е. такой человек снижает риск быть ограбленным ворами на доверии, т. е. он никогда не оставит своих вещей посторонним или не оставит ценные вещи на видном месте, где до них легко добраться вору. Любой мошенник или вор внимательно наблюдает за людьми и безошибочно выбирает себе жертву, и если вы приучили ребёнка внимательности, то шанс быть ограбленным снизится почти в двое.