Задумывались ли вы когда-нибудь, что испытывает ребёнок, когда он потерялся? Конечно же, сначала страх, который сковывает его действия, именно страх мешает ребёнку найти правильное решение в сложившейся ситуации, забывая подчас, чему его учили родители. Поэтому мы с вами должны подготовить нашего ребёнка к нестандартной ситуации, когда он вдруг понял, что вас рядом нет и он потерялся. Ситуации, когда ребёнок сам идёт на то, чтобы вас потерять из виду, мы разберём в специальном параграфе «Почему убегают дети».
Когда ребёнок осознает, что он потерялся, его пугают две вещи: первая, это то, что вы будете его ругать и, возможно, накажете, вторая, что он не знает, где вас найти и что ему предпринять. Приведу один пример: шестилетний мальчик вечером идёт с собственным отцом на прогулку, папаша слегка выпивши предлагает сыну покататься в метро, но в поезде он вступает в перебранку с пассажирами, и в результате его забирают в милицию оставляя его маленького сынишку в вагоне. Ребёнок не готов к такой ситуации, он боится выйти из вагона и курсирует между двумя конечными станциями. Ему, можно так сказать, повезло, его заметил один из авторов этой книги и повёз его к себе домой, вопервых, ребёнок умолял дядю не оставлять его в милиции (он был уже напуган их действиями по отношению к отцу), а во-вторых, линейный отдел был попросту закрыт. Мальчик назвал своё имя, но ни фамилии, ни адреса вспомнить не смог, и лишь, когда услышал название одной из станций, назвал фамилию. Что в общем-то и облегчило поиски его родителей, которые продолжали поиски сына всю ночь. Но где гарантия, что, потерявшись, ваш ребёнок сможет вспомнить свою фамилию, услышав название станции, поэтому лучше предусмотреть такую ситуацию: не доверяйте ребёнка подвыпившему супругу, но сделайте это в корректной форме, не причиняя обид близкому человеку и не компрометируя его в глазах собственного ребёнка.
Но разминуться с ребёнком можно и при входе в вагон поезда, и на вокзале, и в магазине, т. е. в любом людном месте. Поэтому, чтобы ваш ребёнок был более подготовлен к такой ситуации, оговорите с ним, что, если вдруг он сел в поезд, а вы остались на перроне, он должен доехать до следующей остановки и тут же выйти из вагона, ожидая, когда вы подъедете, если же произошло наоборот, ребёнок должен остаться на той же станции, где вы разминулись и ожидать вас там, т. е. ваш ребёнок должен вести пассивные действия, а вы наоборот.
Если же вы заметил, что ребёнок потерялся на вокзале или в магазине, пройдите к администратору и попросите объяснить, что вы ожидаете ребёнка у выхода (если он один) или у другого приметного места, но не стоит сообщать, что вы ждёте его у справочного бюро, которое подчас и взрослый не сразу же найдёт.
Но что же делать самому ребёнку, когда он оказался один в «море» людей. Лучше всего ему подойти к продавцу (в магазине) или к кассиру (на вокзале) и сказать, что он потерял своих родителей и просит ему помочь найти их.. Но от испуга он может забыть, как вас зовут и даже фамилию, в этом случае ему смогут помочь метки на его одежде или записка, предусмотрительно положенная вами в карман куртки с вашим именем и телефоном для связи (см. Ребёнок на празднике).
Это правила, которые вы должны выполнять, объяснив ребёнку, что ни в коем случае если он поймёт, делать вашему ребёнку, и что вы ему должны объяснить. В первую очередь ребёнок поняв, что вас рядом нет, он должен вспомнить, как его зовут и свой домашний телефон. Если к нему подошёл посторонний и предлагает пойти с ним искать родителей, ребёнок должен сказать, что он будет их ждать здесь, а незнакомец может объявить об этом по радио. Но данной ситуацией могут воспользоваться и преступники, они тут же окружат вашего ребёнка лаской и заботой, предлагая ему конфеты или игрушки, и даже дружбу собственных детей (ребёнок может быть использован в качестве приманки). Ребёнку могут сказать, что они знают, где он живёт, так как видели его не раз во время прогулки, и тут же предложат отвезти его домой. На все предложения ваше чадо должно ответить: «Нет! Я буду ждать здесь своих родителей!» Если же незнакомцы пытаются силком увести ребёнка, а он не может вспомнит свой адрес или телефон, он может просто кричать: «Меня хотят украсть! Я не знаю этих людей! Позовите милицию!», в любом случае такая его речь произведёт должное впечатление, и если даже никто сразу за ребёнка не вступиться, то у всех это событие отложится в памяти и кто-то сможет дать точное описание похитителей, а может, и номер машины, если таковая была.
Но потеряться можно не только в людном месте, но в незнакомом районе, тем более, что дома похожи один на другой как близнецы-братья и найти выход из этого каменного лабиринта ребёнку не под силу. В этом случае он должен зайти в первый же попавшийся магазин или кинотеатр, больницу или аптеку, в отделение милиции, т. е. в любое учреждение, попавшееся на его пути и попросить связаться с его родителями по телефону. Но нельзя ребёнку заходить в подъезд или квартиру к незнакомым людям и просить разрешения позвонить от них домой, т. к. он потерялся. Таким поступком ребёнок может спровоцировать человека на спонтанное преступление в отношении его, ведь преступник понимает, что ребёнок потерялся, о его местонахождении никто не знает, и вряд ли будут его искать именно здесь, все это создаёт благоприятные условия для преступления относительно вашего ребёнка. Но как может найти ребёнок учреждение, если он ещё читать не умеет, объясните ему, что ориентиром может служить изображение креста или шприца — это будет аптека, рисунки продуктов — это скорее всего, гастроном и так далее, но нельзя ориентироваться на то, что из подъезда, на котором что-то написано, вышла женщина с сумками, или из подвала выносят мебель, это может быть обманчивое впечатление, подвал может служить складом, а женщина просто живёт в этом доме, и опять ребёнок может оказаться в криминальной ситуации.
Но ребёнок может проявить ненужную самостоятельность, вспомнив даже ваши действия, когда вы не знаете толком дороги кудато, останавливаете машину и вас везут. Он не задумываясь о последствиях тут же повторяет ваши действия, останавливает машину и называет адрес, где он живёт, надеясь, что вы обязательно заплатите за его поездку. И здесь двоякая ситуация, вряд ли кто-то из водителей решится остановиться около голосующего ребёнка, он может просто решить, что это ловушка и ребёнок лишь приманка, а с другой стороны, этой ситуацией воспользуется преступник, и вряд ли в этом случае ребёнок вообще доедет до дома. Поэтому ребёнок должен как можно дальше держаться от дороги, стараясь найти любое учреждение, где можно будет попросить телефон и связаться с вами.
Вы же, в свою очередь, узнайте, где ребёнок находится, и ни в коем случае не ругайте его, для него и так была большая травма. Он и без того боится вашего гнева, лучше поговорите с ним спокойно, объясняя, почему так получилось и как можно было избежать подобной ситуации, не забудьте похвалить его за правильно принятое решение. После произошедшего ваш ребёнок будет стараться избегать подобных ситуаций, и даже если она повторится, он, имея опыт, примет правильное решение.
Приведу несколько высказываний детей из милицейского приёмника-распределителя, куда они попадают с вокзалов, поездов, других людных мест, где потеряли своих родителей.
«Как ты потерялся?» — «Я пошёл посмотреть черепашку, повернулся, а мамы нет, я её звал, но её не было, потом пришли дяди милиционеры и меня привезли сюда… Я поначалу боялся, что мамка будет сильно ругаться, а теперь очень хочу её увидеть… — «Как звали твою маму и в каком городе вы жили?» — «Маму звали Рита, а в каком городе жили, не знаю» (это говорил 5-летний мальчик)
«Как ты потерялся?» — «Я хотел мамку попугать, повернулся, а её нигде нет…» — «В каком городе вы жили?» — «В Москве» (этот 6-летний ребёнок не смог назвать ни фамилии, ни адреса, где жил).
Как видите, ребёнок не всегда может назвать город, из которого приехал, и даже собственную фамилию, а говоря об именах родителей, может сказать только имя, но ни отчества, ни телефона, ни места работы, т. е. те данные, по которым можно будет вас разыскать.
Мы привели лишь два примера, но их можно приводить до бесконечности, и все они будут похожи один на другой, у нас был случай, когда 15-летний мальчик, похищенный в рабство забыл свой индекс, и его смогли убедить, что письмо к родителям не придёт, а что же говорить о детях младшего возраста, когда ребёнок безоговорочно верит взрослым. Поэтому ещё раз повторим основные правила этого параграфа:
Если вы приняли спиртное, постарайтесь не брать с собой в поездку вашего ребёнка.
Если вы разминулись с ребёнком и он поехал на поезде, а вы остались на платформе, он должен выйти на следующей станции и ожидать вашего появления.
Если получилось наоборот, и вы вошли в вагон, а ребёнок остался, он должен вас ожидать на платформе, зная, что вы вернётесь следующим поездом.
Объявляя по радио, что вы разыскиваете своего ребёнка, назначайте встречу или у заранее оговорённого места, или у наиболее приметного, не назначайте встреч у справочного бюро.
Если ребёнок обнаружил, что он потерялся, ему нужно подойти к администратору или кассиру и попросить помощи в розыске родителей.
На все уговоры посторонних пойти с ними для розыска родителей или с предложением отвезти его домой ребёнок должен отвечать отказом.
Если его пытаются насильно увести, а ребёнок забыл телефон родителей, то он может кричать: «Меня хотят украсть, я этих людей не знаю, позовите милицию!».
Оказавшись в незнакомом районе, ребёнок должен зайти в любое государственное учреждение, больницу, предприятие, магазин, кинотеатр, аптеку и попросить позвонить его родителям: напомнить телефон ему поможет метка, пришитая на одежде, или записка в кармане (лучше иметь и то и другое).
Нельзя заходить в квартиры к посторонним людям, даже если они обещают вам позвонить родителям.
Главным ориентиром, что это именно магазин или кинотеатр, должна служить вывеска, а если ребёнок не умеет читать, то рисунок на витрине.
Нельзя пользоваться автостопом, пытаясь добраться до дома, тем более, если маршрут неизвестен.
После того, как вы нашли своё чадо, не ругайте его, поговорите спокойно, что послужило причиной сложившейся ситуации, какие ошибки допустил ребёнок. Похвалите его за правильные действия после его исчезновения.
Как видите, советы очень просты и выполнить их несложно, но лучше постараться не допустить подобной ситуации и пользоваться правилами параграфа «Ребёнок на празднике», но если уж ваш ребёнок потерялся, сделайте все, чтобы после его обнаружения он усвоил урок и не стремился к его повторению.