Ребёнок подрастает и перед вами встаёт вопрос выбора школы. Какую лучше выбрать: престижную, с каким-нибудь уклоном, или обыкновенную, рядом с домом. Ответ вы должны найти сами, но всегда необходимо учитывать то обстоятельство, что, если ваш ребёнок попадёт в элитную школу, не будет ли он в ней изгоем, хватит ли у вас сил, чтобы он не был хуже других одет и вы могли оплачивать поездки вместе с классом. Ведь ваш ребёнок будет переживать, когда он будет хуже одет, когда к нему его же одноклассники будут относиться свысока, как к человеку 2 сорта. Не обязательно же отдавать ребёнка в школу с углублённым изучением языка, когда вполне можно, платя меньшие деньги, давать ребёнку частные уроки.
Поразмыслив, вы решили отдать своё чадо в обычную школу, ту, что рядом с домом. Но в какую лучше, если их несколько? Здесь вам лучше всего поговорить с родителями, чьи дети уже учатся в этих школах, поговорите с детьми и составьте своё собственное впечатление о школе. Если кто-то из родителей или детей не очень лестно отзывается о порядке в школе или об учителе, и это высказывание повторяют разные люди, лучше отказаться от этой школы, даже если она самая ближняя к дому. Второй немаловажный момент, который нужно учитывать при выборе школы, — это её месторасположение. Если школа стоит как бы в стороне от жилого массива или в парке, где подходы к ней недостаточно хорошо освещены, лучше тоже не выбирать её. Ведь вы не можете поручиться, что не сложится такой ситуации, когда вы не можете проводить ребёнка в школу, и тогда ему одному придётся идти по плохо освещённой улице. Не нужно и полагаться на подруг и друзей, с которыми ваш ребёнок будет учиться в классе, ведь всякое может произойти, дети могут поссориться, или друг заболеет, и опять ваш ребёнок останется один.
Вы выбрали школу, которая полностью отвечает вашим требованиям, теперь вам необходимо вместе с ребёнком разработать маршрут, по которому он будет ходить в школу и обратно, по возможности выберите несколько дорог на случай, если ребёнку по какимлибо причинам придётся поменять маршрут, Выбирая дороги, руководствуйтесь не их краткостью, а их безопасностью, т. е. выбирая маршрут, избегайте неосвещённых участков или участков, проходящих через пустыри или парки, старайтесь избегать больших дорог и гаражей или стоянок машин, т. е. тех мест, где нападение на ребёнка более вероятно. Если дорога в школу проходит через железнодорожную или автомобильную магистраль, объясните ребёнку, где безопасней всего перейти дорогу. Напомните ребёнку основные правила дорожного движения, а также то, что автобус, троллейбус, машину всегда обходят сзади, это делается для того, чтобы видеть идущий транспорт, а трамвай обходят спереди, чтобы вовремя заметить идущий навстречу трамвай.
Когда вы вместе с ребёнком по несколько раз прошли разными маршрутами и убедились, что он будет соблюдать правила дорожного движения, напомните ему о правилах безопасности в школе. Прежде всего ваш ребёнок должен чётко усвоить, что ходить на чердаки и подвалы нельзя ни в коем случае. Если только он не идёт в сопровождении взрослого: учителя или другого работника школы, которого он хорошо знает. Если же к нему подходит незнакомый человек и предлагает пройти с ним в подвал или на чердак, говоря при этом, что он новый сотрудник школы, ребёнок должен отказаться или подойти к учителю и сказать, что его зовёт незнакомец. Но дети любопытны, и они не всегда до конца могут осознать опасность своих действий, например, взяв товарища, они вместе идут изучать чердак или подвал, о котором немало слышали от других, забывая о том, что именно там может их поджидать преступник. Дети могут недооценить ситуацию, полагаясь на то, что они вдвоём и с ними ничего не случится.
Например, маньяк Гусаков начал свою «деятельность» с того, что в урочное время подкарауливал в туалете девочек, которые во время урока забегали туда. Обычно он нападал неожиданно, появляясь из кабинки туалета, и если жертва сопротивлялась, то быстро ретировался, но если же девушка была напугана, он её раздевал, после чего быстро уходил. Но вскоре Русакова перестали удовлетворять такие действия и он, зная, что в Энергетическом институте всегда кто-то из студентов заходит на чердак, затаился там в ожидании жертвы. Это ожидание окупилось с лихвой, на чердак зашли две первокурсницы, Гусаков нападает на девушек. Ударив одну по голове металлической трубой, найденной на чердаке, он набрасывается на другую, изнасиловав обеих, он их убивает и спокойно скрывается с места происшествия.
Как видите, на чердак пошли две, казалось бы, уже взрослые девушки, которым было по 17 лет, а что говорить о ребёнке, у которого желание узнать, что там, на чердаке или в подвале, может пересилить даже страх.
Другой случай произошёл в одной из московских школ. Во время прогулки группы продлённого дня к 8-летней девочке подошёл мужчина и предложил спуститься с ним в подвал и посмотреть плавающих черепашек, которые у него там живут. Девочка не раздумывая согласилась. В результате её с разрывами половых органов доставили в больницу, после выздоровления её спросили, зачем же она пошла с незнакомым человеком в подвал? На что ребёнок ответил, что он был одет в чёрный халат, который надевает завхоз у них в школе, и человек вышел из здания школы, значит, он здесь работает, и бояться нечего. А будь мужчина одет в белый халат ребёнок примет его за врача. Поэтому ваша задача объяснить ребёнку, что ни с кем без разрешения учителя он не должен ходить, даже если этот человек кажется ему знакомым.
Но опасность может подстерегать ребёнка не только на чердаке или в подвале, но и в обычном школьном туалете. Ведь преступник не всегда ставит себе задачу изнасиловать ребёнка, иногда ему достаточно развратных действий с ним. Поэтому ребёнок должен чётко знать, что в туалет необходимо сходить на перемене и лучше туда заходить не одному, вместе с товарищем. И если он увидел в туалете взрослого человека он должен тут же выйти и подняться или спуститься в туалет на другой этаж. Но не только развратники ожидают в туалете вашего ребёнка, его могут ждать и школьные рэкетиры, которые вымогают с него деньги. Здесь лучше всего, если ребёнок будет иметь деньги, которые он сможет отдать вымогателям (см. Имей заначку). А если в школе учится его старший брат или сын вашего знакомого, который может заступиться за вашего ребёнка, попросите их о помощи или сами разберитесь в происходящей ситуации. Иногда бывает, нужно лишь ваше вмешательство, когда вы, остановив около школы юного вымогателя, отзовёте его в сторону и скажете: «Мне мой ребёнок ничего не говорил, я узнал (а) от других, что ты к нему имеешь какие-то претензии, запомни, я тебя пока предупреждаю, но если мой ребёнок ещё раз придёт домой с синяком или мне скажут, что ты опять пытался взять у него деньги, я говорить буду с тобой по-другому». Вы должны говорить жёстко, но не применять никакой физической силы, чтобы потом вас не обвинили в рукоприкладстве.
Но опасность ждёт ребёнка не только в школе, но и по дороге к ней или обратно. Ребёнок может получить отрицательную оценку и, расстроенный этим обстоятельством, не обратить внимание на машину или на незнакомца, появившегося рядом. Поэтому скажите ребёнку, что вы не будете его ругать, а поможете ему исправить оценку, и он не должен расстраиваться очень сильно.
Неожиданно ребёнок сообщает, что он ходит в школу одним и тем же маршрутом, и ему показалось, что на него кто-то смотрит. Не спешите отмахнуться от ребёнка, мол это твоя фантазия (см. На меня кто-то смотрит), посоветуйте ребёнку поменять маршрут и сами проводите в школу, и встретьте на обратном пути. Если вы не договорились о встрече, но вы решились пойти и заметили, что около школы стоит незнакомый человек и смотрит на детей, поинтересуйтесь у ребёнка, кто это был. Может, ваш ребёнок видел его раньше, а возможно, этот человек что-то предлагал вашему ребёнку или другим детям. В этом случае предупредите ребёнка, чтобы он был внимательным и скажите, что вы его сами заберёте из школы. И если незнакомец опять будет стоять рядом со школой, подойдите к нему и поинтересуйтесь, что ему здесь нужно, и если он ответит, что ждёт своего ребёнка, поинтересуйтесь, в каком классе учится его чадо. Такие действия отпугнут преступника, вряд ли он будет на следующий день ожидать кого-то из школы, ведь он боится, что вы его можете узнать.
Но методы преступников разнообразны, они могут забрать вашего ребёнка из школы под предлогом, что это вы их прислали ( см. Меня мама прислала), поэтому, чтобы избежать досадных недоразумений, заранее договаривайтесь с ребёнком, кто за ним придёт, и обязательно предупредите учителя, если сегодня придёте не вы, а ваш знакомый, лучше, если учитель будет знать этого человека в лицо. Обратитесь к педагогу с просьбой, что в случае появления неизвестного человека, ссылающегося на вас и желающего забрать ребёнка, он должен позвонить вам. Но преступники могут пойти на хитрость, чтобы выманить ребёнка из класса во время урока. Для этого им будет достаточно попросить когонибудь из школьников зайти в класс и сказать, что вашего ребёнка вызывают к директору, в этом случае, ребёнок должен сказать учителю, что он хотел бы досидеть на уроке и в перемену пойти к директору, а если учитель настаивает на том, чтобы он шёл немедленно, он может попросить, чтобы он пошёл вместе с ним.
Если ваш ребёнок будет выполнять правила этого параграфа, шанс стать жертвой преступления уменьшится, поэтому ещё раз повторим их:
Выбирая школу, руководствуйтесь не престижностью или близостью к дому, а тем, хорошо ли будет в ней ребёнку.
Если школа стоит на пустыре или в парковом массиве, подумайте, как ваш ребёнок будет ходить в неё, выберите наиболее безопасный маршрут, а по возможности несколько.
Если вы при выборе школы услышали отрицательные отзывы о дисциплине или учителе, подыщите другую, ведь вам нужна гарантия безопасности ребёнка.
Объясните ребёнку, что ходить на чердаки или в подвалы нельзя, даже если ему предлагает пройти туда человек, одетый в халат, как завхоз, или спецовку.
Предупредите ребёнка, чтобы он ходил в туалет только на перемене и в сопровождении товарища.
Не стоит заходить в туалет, если там стоит посторонний или собралась группа подростков.
Если у вашего ребёнка вымогают деньги, давайте ему 2-5 тысяч, или сами предупредите вымогателя, что если подобное повторится, то разговор будет с ним особый.
Если вы не предупредили ребёнка о том, что за ним придёте не вы, он должен отказаться от предложения взрослого проводить его домой, даже если он ссылается на вашу просьбу.
Попросите учителя звонить вам, если за ребёнком пришли посторонние, а вы его не предупреждали об этом.
Если вдруг в класс входит подросток и говорит, что вашего ребёнка вызывают к директору, он должен попросить учителя проводить его или сказать, что подойдёт на перемене.
Если ваш ребёнок говорит, что он постоянно встречает незнакомца, который на него смотрит, около школы или по дороге к ней, провожайте ребёнка сами и поменяйте маршрут.
Как видите, правила несложные и ваш ребёнок без труда из запомнит, а выполнение этих правил поможет ему избежать криминогенной ситуации.