Безопасность в самолёте.
(В основном по книге: Д. А. Джонсон «Советы авиапассажирам», 1989)
Садясь в самолёт, имейте при себе наполненную водой флягу и весь дежурный набор для выживания, скорректированный по сезону и условиям полёта. Если полет будет проходить над водой, возьмите с собой что-нибудь достаточно пловучее, например, просто завяжите «ручной багаж» в прорезиненный мешок, а его уж замаскируйте в сумке. В случае аварийной посадки безопаснее середина салона. Пересядьте туда, не дожидаясь происшествия, если есть свободные места, потому что когда обьявят аварийную ситуацию, середина окажется в дефиците. Уточните, где находится аварийный выход, какие способы эвакуации из салона предусмотрены, есть ли кислородные маски и как пустить в них кислород, какие есть средства спасения на воде. Контейнеры с масками обычно крепятся к потолку или к спинке переднего кресла.
В качестве спасательных плавучих средств обычно применяются нижние кресельные подушки, надувные жилеты (находятся под креслами), надувные трапы, надувные плотики. Садитесь ближе к выходу из салона или к аварийному выходу. Может иметься аварийный выход на крыло. Им можно воспользоваться при пожаре на земле и при посадке на воду. Отрегулируйте привязной ремень по своему телу, потренируйтесь в быстром застёгивании и расстёгивании. Слабины быть не должно. Не отстегивайтесь в течение всего полёта, иначе при внезапном маневре или попадании в воздушную яму можете оказаться на потолке. По этой же причине ходить по салону — опасно. Пристегните соседа, иначе он может упасть на Вас с потолка.
Аварии при взлёте и посадке.
На время взлёта и посадки наденьте пальто — если оно из трудновозгораемого материала (шерсти, кожи). В сучае пожара оно обеспечит Вам некоторую защиту. Не надевайте туфли на тонких каблуках: каблуки могут проткнуть аварийный надувной трап. при риске аварийной посадки позаботьтесь, чтобы на полке над Вами не было ничего жёсткого и тяжёлого. Свой багаж держите под креслом или на коленях. при аварийной посадке замотайте голову какой-нибудь одеждой, закройте лицо руками и нагнитесь к коленям. Это защитит Вас от осколков. Если пространство между креслами слишком тесное, упритесь руками в переднее кресло и положите голову на руки. После аварийной посадки задача номер один — выбраться из самолёта, пока не взорвалось топливо. при намёке на панику помогите экипажу навести порядок. например, заявите громко: «Кто будет орать, тому расшибу голову!» Командирский голос надо ставить заранее. Если в критической ситуации нет лидера, берите инициативу на себя. Ваши средства: спокойствие, приказ, кулак.
Декомпрессия.
при аварии на большой высоте может наступить декомпрессия — падение давления воздуха в салоне. Признаки декомпрессии: свист, боль в ушах, боль в кишечнике, потепление и пощипывание кожи. Наденьте кислородную маску и меньше двигайтесь. при быстрой декомпрессии на большой высоте у Вас на надевание кислородной маски будет только 15 секунд. Запоздав, Вы потеряете сознание. Сначала наденьте маску сами, и только потом помогайте окружающим. кислород не начнёт поступать, пока Вы не включите его подачу. Обычно надо дёрнуть за шнурок, тянущийся от маски к предохранителю. Если перед Вами (или над Вами) внезапно открылся отсек с кислородными масками, надевайте маску немедленно. Не оглядывайтесь на других и не задавайте вопросов. Дело в том, что при падении давления этот отсек открывается автоматически. По ощущениям трудно определить, поступает кислород или нет, так как он не имеет запаха. Закрепите маску на голове, потому что ещё есть опасность потерять сознание. Стюардесса Вам не поможет, поскольку будет занята другими.
Пожар.
Имейте при себе складной нож некриминального размера. Должен быть под рукой хотя бы такой инструмент. Опыт показывает: через устройство проверки небольшой нож проносится запросто. В случае пожара на земле Вам отпущено судьбой 5 минут на эвакуацию. Чем ближе к полу, тем меньше задымлённость. Ползите на четвереньках. Если есть время, получше прикройте кожу: наденьте перчатки, шляпу и т.д. Выбравшись из самолёта, быстро уходите от него на расстояние не меньше 1,5 км.
Приводнение.
Преждевременно надутый спасательный жилет может помешать Вам выбраться из салона, если придётся нырять. Если Вы будете находиться непосредственно в воде, у Вас будет в 10 раз меньше шансов выжить, чем если Вы будете на спасательном плотике, — в основном, из-за переохлаждения. Отправляясь в полет, одевайтесь в яркое: Вас скорее обнаружат на воде.