Так гласит легенда…
Почему именно ель стала символом Нового года и Рождества? Красивая старинная легенда рассказывает об этом так:
Когда в Вифлееме родился Младенец Иисус, в небе зажглась новая яркая звезда, словно приветствуя чудесный праздник — Рождество. Многие поняли смысл этого чудесного знамения и устремились на свет Вифлеемской звезды: спешили окрестные пастухи и мудрецы-волхвы, жившие далеко на Востоке; птицы и звери, щебеча и мурлыча, тоже устремились к новорождённому со всех концов света. Даже растения принесли младенцу свои подарки. Одни — волшебный аромат, другие — вкусные сочные плоды, третьи — яркие цветы и мягкие листья. Последней пришла Ель — ведь её путь с Севера был очень далёк! Подошла — и скромно встала в сторонке.
«Почему ты не хочешь войти?» — удивились все. «Я бы хотела, — отвечала Ель, — но боюсь, что мне нечем порадовать Младенца Иисуса. Что у меня есть? Только шишки, твёрдые и невкусные. Да ещё смола — такая липкая, что не отдерёшь. Уж лучше я издали посмотрю на малыша, а то ещё ненароком испугаю его или уколю своими иголками».
И тогда растения поделились с елью своими дарами. Зарумянились на её ветвях шары яблок, зазвенели колокольчики цветов, одуванчики осыпали колючие иголки серебристым мягким пухом…
Обрадовалась Ель, осмелела, подошла к младенцу. Увидев красавицу, улыбнулся маленький Иисус. И Вифлеемская звезда ярко вспыхнула прямо над её верхушкой.
С тех пор, говорит легенда, Ель круглый год остаётся зелёной, а раз в году приходит в каждый дом и радует детей и взрослых своим праздничным нарядом…
Вот такая легенда. Правда, это всего лишь легенда. А как было на самом деле?
Верования предков
В глубокой древности люди одухотворяли природу, верили, что за каждым предметом и явлением стоит сверхъестественное существо — дух. Такие духи обитали в растениях и деревьях. С увяданием природы осенью и особенно зимой духи лесных деревьев — лесовики, лешие, фавны переселялись на время в тёмные тучи или в вечнозелёные ели. Чтобы зимой эти духи не слишком лютовали, не насылали метели и морозы, позволяли успешно поохотиться в лесу, их обязательно нужно было умилостивить, задобрить. Считалось, что особенно расходилась всякая нечисть в самые длинные ночи, во время зимнего солнцестояния. Тогда-то и надо было приносить наиболее щедрые дары вечнозелёным елям, украшать их, совершать около них обряды и произносить заклинания. Именно эти дни стали много позже предрождественскими.
Как ёлка пришла в Россию
Сегодня родиной трогательного обычая наряжать рождественское дерево все единодушно называют Германию. Там ещё в Средние века в День поминовения прародителей Адама и Евы (24 декабря) в домах ставили украшенную яблоками ёлку, олицетворявшую райское древо познания. Рядом с ней сооружалась так называемая рождественская пирамида — треугольная деревянная конструкция с полочками, на которых лежали подарки, горели свечи, а вершину венчала «Вифлеемская звезда».
Постепенно красивый обычай стал распространяться за пределы Германии: герцоги и короли Франции и Англии перенимали эту традицию, беря в жёны немецких принцесс. Вслед за королевскими особами ёлку полюбили богатые люди, которые стали наряжать её в Праге, Цюрихе, Вене, Гааге, Нью-Йорке. Христианские миссионеры, работавшие в Китае и Японии, привезли оттуда в Европу обычай наряжать дерево бумажными игрушками. Позже появились украшения из папье-маше. А затем всё те же немцы придумали удивительные шары из прозрачного стекла, расписанные фосфором и светившиеся в темноте.
В России первую ёлку устроили именно немцы, постоянно жившие в Санкт-Петербурге. Это произошло в 40-е гг. XIX в. Новая забава была с восторгом принята высшим светом столицы, перекинулась в Москву и пошла по всей стране. Обычай вошёл в моду. Да к тому же мода на немецкое нововведение подкреплялась модой на немецкую же литературу, прежде всего Гофмана, — его сказка «Щелкунчик» выходила к праздникам отдельным изданием в качестве подарка для детей. Постепенно наладилась торговля срубленными деревьями. А уже в конце 1840-х гг. стали заказывать искусственные ёлки, что считалось особым шиком. Рост промышленного производства поспособствовал тому, что в считанные годы разнообразные украшения и свечи, изготовленные фабричным способом, стали доступны практически всем слоям населения.
К концу столетия рождественская ёлка стала обычным явлением, как в столицах, так и в губернских и уездных городах. Постепенно уютный семейный праздник превратился в раут с участием детей из других семейств: малыши ходили вокруг наряженного деревца, играли. Отыскивали под ним свои подарки… В богатых домах принято было приглашать на праздник и детей гувернанток, учителей, прислуги. Со временем начали организовывать общественные ёлки как для детей, так и для взрослых — в дворянских и офицерских собраниях, институтах благородных девиц, в школах.
Казалось бы, ёлка одержала в России полную победу. Однако о всеобщем её признании, даже в конце XIX в., говорить было рано. Деревня её так и не приняла. Да и у церкви она также не пользовалась благосклонностью. Святейший Синод не одобрял иноземный и к тому же языческий обычай, вплоть до начала XX в. издавал указы, запрещающие ёлки в учебных заведениях. А в ХХ веке правящая партия и вовсе объявила войну ёлке, запретив её вместе с рождественскими и новогодними праздниками.
И всё же зелёная красавица вышла победительницей из этой борьбы: новый обычай оказался столь обаятельным и чарующим, что и сегодня мы каждый Новый год и Рождество с трепетом наряжаем ёлочку.
Убранство ёлки
Великолепное убранство лесной красавицы тоже имеет свою историю. Самый ранний её наряд состоял из свечей и лакомств — яблок, орехов, конфет, пряников. А значит, был одновременно и угощением для детей. Сохранились сведения о расторопных кондитерах, продававших ёлки с уже прикреплёнными к ней сладостями. В России существовала традиция обрывания подарков, которая называлась «ощипыванием ёлки» (или говорили: «рушить ёлку»). Также встречались богатые чудаки, увешивавшие верхние ветки дорогими серьгами, перстнями и другими дорогими украшениями.
Стеклянные ёлочные игрушки придумали в Германии в XIX в. По легенде, у одного бедного стеклодува однажды не нашлось денег на съедобное убранство ёлки и он, чтобы как-то утешить своих детей, сделал их из стекла. Замена оказалась настолько удачной, что скоро вошла в моду, а потом и в традицию. Российские волшебники стекла дополнили традиционные шары, шишечки и грибочки забавными фигурками героев сказок, — этим «русская ёлка» отличалась от европейских сестёр.
Ёлочные украшения делали и из других материалов: воска, папье-маше, бумаги, фольги. Ель считалась священным деревом у многих народов. А обычай празднования Нового года восходит к древнему празднику смерти и возрождения. Воинственные германцы верили, что в ели живёт могучий дух леса, что в ней поселяются души умерших предков, которые могут защитить от болезней, даровать победу в войнах и обеспечить хороший урожай. Для того чтобы задобрить предков и духа леса, люди развешивали на ёлках жертвенные подношения (украшения и убитых животных). Затем устраивались ритуальные пляски, которые заканчивались сжиганием одного из деревьев. Пепел собирали, хранили до весны, а затем разбрасывали на полях, где он помогал расцвести новой жизни.
Христианские традиции
Рождество христиане начали праздновать в IV в., обычай украшать дерево возник только в XVI в., а предпочтение именно ели отдаётся последние лет двести.
Помимо яблок, убирали рождественские деревья лепестками роз и мелкой выпечкой. Розы — символ победы вечного над преходящим, и христиане помещают на ёлке тридцать три красные и тридцать три белые розы — по числу лет земной жизни Христа. Горящие свечки на ёлке означают «Свет есть любовь». Кроме того, христианскую ёлку принято наряжать сердечками, маленькими ангелами, золочёными грецкими орехами и мандаринами.
Существует традиция и в украшении верхушки: вначале туда водружалась только вифлеемская звезда. Макушка в виде шпиля появилась в последней четверти XIX в. и сделана была по заказу кайзера Вильгельма. Пятиконечная звезда — советское нововведение. Она призвана была напоминать о звёздах, горящих на башнях Московского Кремля, ведь именно оттуда, от курантов Спасской башни, начинал своё шествие Новый год. В советское время в наборах ёлочных игрушек появились цеппелины, самолёты, спутники, ракеты, космонавты и прочие реалии нового времени. Теперь такие фигурки — предмет внимания коллекционеров.
Каждый год по доброй традиции, мы достаём из коробки ёлочные игрушки: какие-то из них, кажется, были в семье всегда, а какие-то куплены в тот или иной памятный год. Но обязательно надо выбрать в магазине не менее трёх новых! Говорят, это приносит в дом достаток и счастье.
В лесу родилась ёлочка…
Рассказ о новогодней ёлке будет неполным, если не вспоминать любимую всеми с детства песенку «В лесу родилась ёлочка». Звучит она всегда задорно, весело и молодо, хотя ей уже больше ста лет. Молодая 25-летняя Раиса Кудашева написала стихотворение в 1903 году. Его опубликовали в журнале «Малютка», а так же оно вошло в состав сборника, предназначенного для декламации детьми младшего возраста на рождественских утренниках. Ну а сама Раиса Кудашева вошла в историю русской литературы как автор этого единственного стихотворения.
Два года спустя после публикации у этого новогоднего стихотворения появилась мелодия. Кандидат естественных наук, биолог и агроном Леонид Карлович Бекман, сочинивший мелодию даже не был знаком с нотной грамотой. Он лишь напевал стихотворение своей маленькой дочке Верочке. И не пели бы мы сегодня в весёлых хороводах этой прославленной песенки, не будь жена Бекмана, Елена Александровна Бекман-Щербина, всемирно известной пианисткой, профессором Московской консерватории, которая и записала мелодию на бумагу. Написав ещё несколько песенок для своей дочери, супруги Бекманы издали сборник «Верочкины песенки». Сборник выдержал четыре издания. И самой востребованной оказалась та самая «Ёлочка».
Пусть у этой незатейливой и очень доброй песенки будет счастливое и безмятежное будущее, и мы, наши дети, и дети наших детей будем встречать с ней каждый Новый год.