На букву Б

10 ноября 2008

Ба! знакомые все лица

Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), д.4, явл.14, слова Фамусова.

Базаров. Базаровщина

По имени Базарова, героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862), так называют тех представителей разночинно-демократической интеллигенции 60-х годов XIX в., которые, вступив в резкую идеологическую борьбу с либерально-дворянской интеллигенцией предшествующего поколения, полемически заостряли проявления своего материалистического миросозерцания. Крайности их мировоззрения (узкий практицизм, грубый материализм, отрицание искусства и т. п.) обозначают словом «базаровщина».

Бальзаковский возраст

Выражение возникло после выхода романа французского писателя Оноре Бальзака (1799-1850) «Тридцатилетняя женщина» (1831); употребляется как шутливая характеристика женщин в возрасте 30-40 лет. В этом же значении отсюда возникли выражения: «Бальзаковская женщина», «Бальзаковская героиня».

Башмаков она ещё не износила

Цитата из монолога Гамлета в одноимённой трагедии Шекспира в переводе Н. А. Полевого (1837), д. 1, явл. 2:
Башмаков она ещё не сносила,
В которых шла за гробом мужа,
Как бедная вдова, в слезах… И вот — она,
Она! О, боже! Зверь без разума и чувств
Грустил бы более! она супруга дяди…
И месяц только! Слез её коварных
Следы не высохли — она жена другого!

Цитата употребляется как образное определение женского непостоянства, быстрой смены убеждений.

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, А сапоги точать пирожник

Цитата из басни И. А. Крылова «Щука и Кот» (1813).

Беден, как Лазарь. Петь Лазаря

Выражение возникло из Евангелия (Лука, 16, 20-21), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая подаяние, пели «духовные стихи» и особенно часто «стих о бедном Лазаре», созданный на сюжет евангельской притчи. Стих этот пелся жалобно, на заунывный мотив. Отсюда пошли выражения «петь Лазаря», «прикидываться Лазарем», употребляется в значении: жаловаться на судьбу, плакаться, клянчить, притворяться бедняком, несчастным.

Безумный день, или Женитьба Фигаро

Название комедии (1784) Бомарше (1732-1799). Применяется как шуточная характеристика дня, в течение которого произошёл ряд неожиданных событий.

Безумство храбрых — вот мудрость жизни! Безумству храбрых поем мы песню

Цитата из «Песни о Соколе» (1898) В начале 1900-х годов часто приводилась в большевистских прокламациях.

Белая ворона

Выражение это, как обозначение редкого, резко отличного от остальных человека, дано в 7-й сатире римского поэта Ювенала (середина 1 в. — после 127 г. н. э.):
Рок даёт царства рабам, доставляет пленным триумфы.
Впрочем, счастливец такой реже белой вороны бывает.

Белый террор

В 1815 г. во Франции после «ста дней» и последовавшей за ними реставрации Бурбонов были составлены проскрипционные списки лиц, способствовавших возвращению с острова Эльбы и новому воцарению Наполеона. Начались массовые аресты революционеров и бонапартистов. «По Франции… прокатилась волна «белого террора», как тогда же было (впервые в истории) названо это движение». (Е. В. Тарле. Талейран. — М., 1939, с. 144). Отсюда «белый террор» (лат. terror — ужас) — систематическое массовое истребление контрреволюцией руководителей и участников революционного движения.

Бесплодная смоковница

Выражение возникло из евангельской легенды (Матф., 21, 19) о том, что Иисус, увидев при дороге смоковницу, подошёл к ней, но, не найдя плодов, сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла. Выражение это употребляется, когда речь идёт о бездетной женщине, а также о ком-нибудь, чья деятельность бесплодна.

Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), д.1, явл. 7, слова Чацкого.

Блоху подковать

Выражение это в значении: Проявить необыкновенную выдумку в каком-нибудь деле, уменье, тонкое мастерство — получило крылатость после появления рассказа Н.С.Лескова «Левша» (1881), который создан на основе народной прибаутки: Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали».

Блудный сын

Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука, 15, 11-32), в которой рассказывается о том, как некий человек разделил имение своё между двумя сыновьями; младший пошёл в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил имение своё. Испытав нужду и лишения, он вернулся к отцу своему; отец сжалился над ним, обнял его поцеловал; и сын сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Но отец велел одеть его в лучшую одежду и устроил в честь него пир, сказав: «Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». Выражение «блудный сын» значит: сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях.

Борзыми щенками брать

Выражение это употребляется в значении: брать взятки, причём берущий в своё оправдание говорит, что берет не деньгами, а натурой; возникло из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (1836), д. 1, явл. 1, слова Ляпкина-Тяпкина: «Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело». Но Городничий на это отвечает: «Ну щенками или чем другим — все взятки».

Братья-разбойники

Заглавие поэмы (1825) А. С. Пушкина.

Бумага не краснеет. Бумага все терпит

Выражения эти восходят к римскому писателю и оратору Цицерону (106-43 гг. до н. э.); в его письмах «К друзьям» встречается выражение: «Epistola non erubescit» — «Письмо не краснеет», то есть письменно можно высказывать такие мысли, которые стесняются высказывать устно.

Было дело под Полтавой

Так говорят шутливо или с похвальбой, рассказывая о каком-нибудь происшествии. Выражение это — первая строка стихотворения И.Е.Молчанова (1809-1881), напечатанного в 40-50-х годах XIX в. и ставшего популярной песней:
Было дело под Полтавой,
Дело славное, друзья!
Мы дрались тогда со шведом
Под знамёнами Петра…

Бытовое явление

Выражение, обозначающее преимущественно какое-либо отрицательное явление, которое стало или становится обычным. Получило крылатость после появления в журнале «Русское богатство», 1910, статьи В. Г. Короленко «Бытовое явление», посвящённой военно-полевым судам, по приговорам которых происходили многочисленные смертные казни революционеров и крестьян, обвинённых в участии в «аграрных беспорядках».

Быть или не быть — вот в чём вопрос

Так начинается монолог Гамлета в одноимённой трагедии Шекспира в переводе Н. А. Полевого (1837), д. 3, явл. 3. Цитируется (иногда только первая, а иногда вторая половина фразы) как вопрос, властно требующий решения перед новым серьёзным шагом.

 
 
 
 
Ещё интересные статьи:
 
 
 
теги:
поиск

главная | о проекте | работа на sovets.ru | карта сайта | прислать совет | спросить совета
www.sovets.ru - советы на все случаи жизни