Табель о рангах
Так называется список чинов военного, гражданского и придворного ведомства, установленный законом Петра I (1722), о порядке государственной службы в России. Переносно выражение «табель о рангах» употребляют как сравнительную оценку заслуг или успехов ряда лиц в какой-либо области.
Тайна сия велика есть
Выражение из Послания апостола Павла к ефесянам (5, 32), которое читается во время православного обряда бракосочетания. Употребляется как образное определение чего-либо тайного, скрываемого.
Тайное стало явным
Выражение восходит к евангельскому тексту: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Марк, 4, 22; Лука, 8, 17).
Тайны мадридского двора
Шутливое выражение, употребляется по поводу сенсационного разоблачения какой-нибудь тайны. Возникло после появления русского перевода романа немецкого писателя Г. Борна «Тайны мадридского двора» (1870).
Талия
В греческой мифологии Талия — одна из девяти муз, покровительница комедии; в образной речи — комедия.
Там русский дух, там Русью пахнет
Цитата из пролога к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зелёный…»,1828).
Танцевать от печки
Выражение, употребляется в значении: приступая к какому-либо делу, разговору, начинать всегда с одного и того же, возвращаться к исходному пункту. Происхождение его объясняет одна из сцен неоконченного романа В. А. Слепцова «Хороший человек» (1871), которым, по-видимому, оно и популяризировано. Герой этого романа «неслуживый дворянин» Теребенев, после бесплодных странствований по Западной Европе, возвращается в Россию. Мечтая о том, как он будет работать и «служить народу», он «почему-то вспомнил, как его учили в детстве танцевать. Представилось ему, что стоит он в зале, у печки, с вывернутыми в третью позицию ногами». И родители и слуги с интересом смотрят на его обучение. «Вдруг — скандал: одна нога у Серёжи как-то подвёртывается, заплетается за другую, Серёжа сбивается с такта и останавливается…— Эх, какой ты брат! — с укором говорит отец. — Ну, ступай опять к печке, начинай сначала. — Извольте отправиться к печке, — уныло говорит учитель. Сконфуженный, потупившись, возвращается Серёжа к печке… Вся эта сцена представилась Теребеневу с мельчайшими подробностями… все эти детские страдания, которые он испытывал пятнадцать лет назад, опять с той же силою воскресли в нём, как будто он только сию минуту осрамился в танцах и возвращается к печке для того, чтобы опять начать сначала. — Да теперь-то что же я делаю? Зачем я еду в Россию? — вдруг с ужасом подумал он…— Это я возвращаюсь к печке!.. Теперь его положение опять стало ему совершенно ясно: деревня, Москва, Петербург, Европа, дошёл до края и опять туда, в деревню. Да, именно в деревню, потому что печка не в Петербурге, даже не в Москве, она там… в деревенском доме, стоит на том же месте, где стояла пятнадцать лет тому назад. И для того, чтобы начать сначала, необходимо вернуться опять туда же, к той же самой изразцовой печке, стать в третью позицию и опять: раз, два, три, раз, два, три и т. д.»
Тартюф
Герой одноимённой комедии Мольера (1669), ханжа и лицемер. Имя его стало нарицательным для людей подобного типа.
Ташкент — город хлебный
Заглавие романа (1922) А. С. Неверова (1886-1923)
Театр начинается с вешалки
Афоризм одного из основателей Московского Художественного театра К.С.Станиславского (1863-1938). В его сочинениях такого афоризма нет, но устная традиция приписывает его ему. Близкая по мысли к этому афоризму фраза имеется в письме К.С.Станиславского к цеху гардеробщиков МХАТ от 23 января 1933 г. Отвечая на приветствие в день его семидесятилетия, он писал: « Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нём спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей…»
Терновый венец
Выражение, означающее страдания, тяжёлый, мучительный путь; символ страдания; возникло из евангельского рассказа о колючем, терновом венце, надетом воинами на голову Иисуса перед казнью на кресте (Матф., 27, 29; Марк, 15, 17; Иоанн, 19, 2).
Терпсихора
В греческой мифологии Терпсихора — одна из девяти муз, покровительница танцев; в образной речи — балерина, балет.
Тимуровец
Герой повести Аркадия Гайдара (псевдоним А. П. Голикова, 1904-1941) «Тимур и его команда» (1940) пионер Тимур решает вместе с собранной им командой сверстников взять на себя заботу о семьях воинов, ушедших в Красную Армию. Повесть Гайдара, сумевшего увидеть необычайное в повседневной жизни, породила среди школьников общественное движение тимуровцев, равняющихся в своём поведении на смелого, деятельного, честного и великодушного Тимура. Герой повести стал образцом для многочисленных юных патриотов, помогавших Родине в трудные годы Отечественной войны.
Титаны
В греческой мифологии — дети Урана (неба) и Геи (земли), восставшие против богов-олимпийцев, за что были низвергнуты в тартар (Гесиод. Теогония). Переносно титаны — люди, отличающиеся силой, исполнительной мощью ума, гении; титанический — огромный, грандиозный.
Три грации
У древних римлян богини молодости, прелести и веселья, распространяющие радость и очарование. Изображались в виде трёх прекрасных девушек.
Три кита
Выражение возникло из древних космогонических сказаний. В древней русской литературе вопросам мироздания посвящены «Беседа трёх святителей» и «Иерусалимская беседа», состоящая из ряда вопросов и ответов. В «Иерусалимской беседе» рассуждают царь Давид и царь Волот Волотович. На вопрос Давида: «На чём земля стоит?» — Волот отвечает: «Земля стоит на осьмидесят китах-рыбах меньшиих да на трёх рыбах большиих» (И. Порфирьев. История русской словестности, ч. 1. — Казань, 1897, с. 310). Выражение «три кита» употребляется в значении: три главных основы чего-либо.
Тридцать сребреников
Выражение, употребляющееся в значении цены предательства, основано на евангельском рассказе (Матф., 26, 15) о тридцати сребрениках, полученных Иудой за то, что он предал Иисуса.
Тришкин кафтан
Басня (1815) И. А. Крылова. Тришка для починки продранных локтей кафтана обрезал рукава, обрезал полы, и -
весел Тришка мой,
Хоть носит он кафтан такой,
Которого длиннее и камзолы.
Таким же образом, видал я, иногда
Иные господа,
Запутавши дела, их поправляют;
Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют.
Труба архангела
Выражение возникло из Апокалипсиса, в котором рассказывается об ангелах, грозно трубящих в трубы перед Страшным судом.
Трубка мира
У североамериканских индейцев существовал обычай при заключении мира выкуривать с врагом общую трубку — «трубку мира».
Трудно противу рожна прати
Поговорка, имеющая значение: трудно бороться с сильными, с судьбой. Произошла от обыкновенного в древности способа погонять быков острым колом — рожном. Древнейшие литературные источники этой поговорки — трагедии Эсхила (525-456 гг. до н. э.) «Агамемнон» и «Прометей». Поговорка эта вошла в русскую речь из славянского перевода Деяний апостолов (9,5; 26, 14): «Жестоко ти есть противу рожна прати», то есть «Трудно тебе идти против рожна».
Ты все пела? это дело: Так поди же попляши!
Цитата из басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» (1808). Выражение это употребляется как упрёк беззаботному человеку.
Тьма кромешная
В церковнославянском тексте Евангелия (Матф., 22, 13) так называется ад, преисподняя. Выражение это употребляется иносказательно, в значении: полная, беспросветная тьма; невежество, тягостная, мрачная жизнь.