Весь туристический бизнес у нас в России сосредоточен в Москве и Санкт-Петербурге. Если точнее, там находятся крупнейшие туроператоры.
Туроператоры — это фирмы, специализирующиеся именно на создании туров. Как правило, это очень крупные компании, которым под силу бронировать места в гостиницах, обеспечивать клиентов всеми необходимыми услугами. Турагентства, в свою очередь, занимаются продажей уже готовых туров, работая сразу с несколькими туроператорами, для того чтобы предоставить клиенту выбор.
У нас лишь немногие фирмы могут себе позволить называться туроператорам. Чаще встречаются фирмы-турагенты, а также те, кому удаётся совмещать деятельность турагентов и туроператоров.
ПРИ ВЫБОРЕ ТУРАГЕНСТВА СЛЕДУЕТ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИМИ КРИТЕРИЯМИ
1. Известность. Понятное дело, если фирма существует несколько лет, вам знакомо её название из рекламы, то вероятность того, что эта фирма стабильна и может гарантировать качественные услуги, возрастает. А у компании с незнакомым именем качество услуг может быть сомнительным. Но и это не факт. Бывают счастливые исключения. Хотя, безусловно, те фирмы, которые благополучно пережили недавний сокрушительный кризис, заслуживают большего внимания. Кстати, о многом вам расскажет и офис фирмы, и её персонал. В стабильных агентствах вам предложат и уютное кресло, и кучу буклетов, которые вы сможете взять домой бесплатно, и даже чашечку кофе. Профессионализм на пустом месте не появляется. Обращайте внимание на все нюансы сервиса.
2. Цены. В любом случае вам придётся заняться сравнительным анализом цен. Позвоните в те фирмы, чьё предложение вас заинтересовало и запишите всю информацию. Потом внимательно проанализируйте все расценки и услуги. Не бойтесь казаться назойливыми, звоните хоть несколько раз — это ваше право, если вы собрались платить немалые деньги.
Цена двух аналогичных туров в разных агентствах может быть с разницей в два раза. Учтите этот факт в первую очередь. Особенно это касается путёвок в такие популярные нынче страны, как Турция и Испания.
3. Скидки. Многие агентства включают скидки в стоимость тура. Скидки могут быть:
- сезонные (если вы, например, едете на морской курорт зимой),
- дисконтные (если вы член дисконтного клуба),
- групповые (если вы набираете группу знакомых),
- детские (для детей до двух лет бесплатно, до 12 лет — со скидкой т 10 до 50 %, скидки на двух детей и т. д.),
- в случае предоплаты,
- при приобретении горящей путёвки и т. д.
Если честно, скидки весьма спорная вещь, поскольку, как правило, они создаются исключительно для создания иллюзии удешевления. Но чисто психологически многим приятно.
4. Количество звёздочек. Советуем не зацикливаться на этой классификации. Предупреждаем, что в каждой стране свои представления о комфорте туристов. Так что три звёздочки на Кипре может быть одно, и столько же во Франции — совсем другое. Конечно, пятизвёздочный отель подразумевает более спокойный и качественный отдых. Но и стоит он почти вдвое больше. Но большинство обычных туристов среднего класса не жалуются и на три звезды. На самом деле всё больше зависит от самих владельцев отеля.
5. Удалённость отеля. Это, конечно, мелочь. Но кому хочется добираться до пляжа на такси? На всякий случай задайте и такой вопрос.
6. Сопровождение гида. Это кому как. Некоторые любят самостоятельные экскурсии и одиночное лежание на пляже. Такие моменты оговариваются отдельно.
7. Страховка. Обычно включается в стоимость тура, но не мешает оговорить условия отдельно. На самом деле страховка — вопрос не праздный. Многие имели печальный опыт, когда неверное заключение договора влекло неприятные последствия. Сделайте на этом акцент.
8. Прививки. В некоторые страны въезд без специальных прививок запрещён. Имейте ввиду, что в Африке нужно опасаться малярии и жёлтой лихорадки, в Турции, Индии — холеры и гепатита А, в Китае — кишечных инфекций, в Сибири, на Алтае — клещевого энцефалита. Не забывайте об огромном риске для здоровья (и жизни) от случайных половых связей! Бережёного Бог бережёт!
9. Питание. Есть туры с организованным полным питанием на весь день. Но в этом случае вы будете связаны по времени. В большинстве случаев в стоимость тура входит завтрак, у решить, как вы будете питаться, вы сможете на месте. Не экономьте на еде. Многие берут с собой концентраты в надежде сэкономить, а потом, оголодав, просаживают кучу денег в первом попавшемся ресторанчике. Спросите в агентстве, как вам лучше поступить. Вам расскажут и о ценах на продукты, и об особенностях национальной кухни.
10. Покупки. Какой турист не привозит сувениров и подарков? Поинтересуйтесь в агентстве, что выгодно привозить из страны, куда вы собрались, а чего покупать не стоит. В Турции, например, недорогие золотые украшения, а вот бытовую технику лучше покупать в ОАЭ. Зато в каждой стране есть сувениры с неповторимым национальным колоритом, которые будут напоминать вам о поездке долгое время. Только не покупайте первый попавшийся кич. Советуем приобретать сувениры тогда, когда вы уже пробыли в стране несколько дней и присмотрелись к изделиям народного промысла, чтобы разобраться, где ширпотреб, а где подлинные произведения народного искусства.