Надувные лодки завоевали большую популярность среди любителей рыбной ловли и охоты благодаря своим качествам: небольшая масса, компактность, транспортабельность в сложенном виде, возможность хранения на дому, безопасность и высокая проходимость.
Рассмотрим устройство надувной лодки:
Надувные лодки состоят из камеры цилиндрического поперечного сечения, склеенной (а иногда и прошитой) из прорезиненной воздухонепроницаемой ткани. Путём раскроя отдельных элементов лодке придают U-образную (подкова) или O-образную форму.
Как правило, камеры лодки разделяются внутри перегородками на несколько изолированных отсеков, чтобы повысить безопасность надувной лодки при повреждении одного из отсеков. О-образная форма наиболее часто применяется в одно или двух местных гребных лодках.
Для надувных лодок, предназначенных для плавания с подвесными моторами, наиболее характерна подковообразная форма. Эти лодки снабжаются жёстким фанерным транцем, который крепится между бортовыми камерами. Расстояние от кормовых концов камер до места крепления транца примерно равно 1/5 длины корпуса. Критическим качеством надувной моторной лодки является жёсткость корпуса, которая должна быть достаточной, чтобы воспринять массу мотора и упор гребного винта. Ещё одним элементом, увеличивающим жёсткость каркаса, являются жёсткие пайолы (днище лодки).
Для улучшения мореходных качеств — смягчения ударов и увеличения остойчивости надувной лодке придают некоторую килеватость. Это делают, помещая между тканевым днищем и жёстким пайлом деревянный киль, который придаёт ткани нужное натяжение, чтобы она держала заданную форму и противостояла напору воды.
Непременной деталью быстроходной надувной лодки является козырёк (носовой тент, дека) из лёгкой прорезиненной ткани, защищающий кокпит от брызг.
Раньше надувные лодки изготавливались из прорезиненных материалов на основе хлопчатобумажных тканей и натурального каучука. Прочность материалов была относительно низка (резиновый слой разрушался, текстильная основа гнила). В настоящее время в надувных лодках применяются синтетические материалы; основой служит прочный нейлон или капрон, для покрытия используются полимеры синтетического каучука. Такие материалы стойки к воздействию атмосферы, масел и химикалиев, хорошо сопротивляются трению.