Как правильно выбрать фотоплёнку

14 января 2007

Каждый раз при покупке фотоплёнки для поездки встаёт проблема выбора, тем более что ассортимент крупных фотомагазинов может насчитывать несколько десятков наименований. Вокруг плёнок существует море легенд и минимум реальной информации. Возможно, этот текст поможет читателям разобраться в этом изобилии.

В статье речь идёт о цветных негативных фотоплёнках. Многое сказанное применимо и к слайдам. О черно-белых плёнках разговор особый.

Не уверен, что мне удалось изложить мысли так, чтобы они были понятны даже людям, совсем далёким от фотографии. Тогда приношу им свои извинения.

Всё, что здесь изложено — моё личное мнение, сформированное собственным опытом и общением с профессиональными фотографами.

Основные характеристики плёнок

Разумеется, не существует понятия «самая лучшая плёнка». Разные плёнки хороши для своих ситуаций: погоды, объектов сьемки, творческой задачи.

Увы, производители не сообщают о плёнках почти никакой реальной информации. Всё, что обычно пишется — не более, чем маркетинг, а текст примерно такой: «Плёнка идеально подходит для…», после чего следует список типа: «Природы, портретов, свадьб, …», короче, идеальна для всего.

Поэтому практически единственный источник информации о плёнках — это собственный опыт и советы опытных фотографов.

Мягкие плёнки

Все плёнки имеют такие характеристики любых средств отображения, как контрастность и насыщенность . Думаю, большинство читателей представляет, что это такое, так как одноимённые ручки настройки есть в любом телевизоре. Плёнки с пониженной контрастностью и насыщенности называются мягкими . К сожалению, эти характеристики никогда не указываются в явном виде, например, чисел. А ведь они оказывают большее влияние на фотоизображение.

Для того, чтобы фотография выглядела красиво, важно, чтобы на изображении присутствовал весь диапазон светов и теней — от самых чёрных до белых, причём с плавными переходами между цветами и от чёрного к белому. Если переходы слишком резкие, если тени слишком чёрные, если небо или вода слишком белые и в них потерялись все детали, то фотография выглядит резко и неприятно. Если цвета слишком кричащие и яркие, то теряются красивые переходные оттенки. Если, наоборот, в изображении нет ни чёрного, ни белого, а все однотонно серое, с блеклыми цветами, то снимок будет не менее скучным.

Поэтому в дождливую, пасмурную, туманную погоду природу лучше снимать на плёнку с высоким контрастом и насыщенностью, чтобы компенсировать бледность исходного сюжета.

В солнечную ясную погоду перепады яркости между тенями и светами на предметах слишком велики, в результате на фотографии тени выглядят чёрными провалами, я света — белыми бликами. В таких условиях рекомендуется пользоваться мягкими плёнками, они смягчают перепады яркости и делают изображение намного богаче и красивее.

Большинство любительских плёнок очень яркие — имеют повышенную насыщенность и контрастность. Типичный пример — самые популярные плёнки на нашем рынке: FUJI SUPERIA, KODAK GOLD, AGFA HDC.

Примеры мягких плёнок — KODAK PORTRA, KODAK SUPRA.

Промежуточное место занимают KONICA VX, KODAK PROFOTO.

Портретные плёнки

Для сьемки портретов лучше подходят мягкие плёнки. Если лицо снимается на резкую плёнку, то на фотографии губы, щеки и нос часто становятся неестественно красными, да и вообще усиление любых цветовых пятен и теней на лице выглядит некрасиво.

Существует специальные плёнки, красиво передающие цвет человеческого тела. Их называют портретными.

Портретные плёнки всегда мягкие. Поэтому их часто используют для любых ситуаций, где нужна мягкая плёнка, например, для сьемки пейзажей.

Обычно в название портретных плёнок включается какая-нибудь производная от слова «portret», например: KODAK PORTRA, AGFA PORTRET и т. д.

Фотографическая широта и цветопередача

Как всем, наверно, понятно, для того, чтобы на плёнке правильно сформировалось изображение, на неё должно попасть строго определённое количество света от объекта сьемки. Если фотокамера автоматическая, то она сама регулирует это количество света, зная чувствительность плёнки и замеряя яркость света, иначе нужные параметры выставляет фотограф вручную.

Чем больше количество света, попавшее на плёнку, отличается от оптимального, тем хуже проявляет себя плёнка: появляется зерно, блекнут и искажаются цвета. (отмечу, что недостаток света всегда ухудшает качество снимка сильнее, чем его избыток). В таких случаях говорят, что плёнка неточно экспонирована.

Определить оптимальное количество света бывает очень затруднительно. Так, яркость неба бывает в десятки раз больше яркости травы, а дерево может быть ещё в десять раз темнее, и все это находится одновременно в кадре. В таких условиях разные камеры засветят плёнку разным количеством света, так как пользуются разными алгоритмами подсчёта.

Фотографическая широта — параметр, показывающий, насколько плёнка позволяет ошибиться с определение оптимального количества света, не теряя при этом качества изображения.

Многие современные плёнки имеют колоссальную фотографическую широту. Например, FUJI SUPERIA, KODAK GOLD, KODAK PORTRA, KODAK SUPRA (для тех, кому понятно — они практически не замечают недодержки в одну ступень и передержки в две ступени, и более-менее сохраняют качество при передержке даже на четыре-пять ступеней).

Некоторые другие плёнки, например, AGFA HDC, KONICA VX, при любой ошибке дают сильное зерно и искажение цветов. Владельцам недорогих «мыльниц», управляющих светом не точно, я советую воздержаться от подобных плёнок.

Профессиональные и любительские плёнки

Изначально между этими типами плёнок была существенная разница, причём серьёзней, чем простой подход: «хуже, но дешевле» и «лучше, но дороже» (хотя обычно это правда).

Профессиональные плёнки имеют более точную цветопередачу и более высокое разрешение. Но они расчитаны на более точное экспонирование и обработку. Так, передержка и особенно недодержка сразу существенно ухудшает их характеристики. Кроме того, после сьемки их важно хранить в холоде и быстро проявить, иначе все их качества быстро теряются.

Любительские плёнки позволяют делать большие ошибки в экспонировании. Так, самые дешёвые из «мыльниц» вообще снимают всегда одинаково, темно на улице или светло, изначально рассчитывая на огромную фотографическую широту современных любительских плёнок. Кроме того, любительские плёнки могут долго сохраняться без холодильника.

Таким образом, любительские плёнки могут быть предпочтительней профессиональных независимо от цены. С другой стороны, снимая обычной «мыльницей», печатаясь в случайной лаборатории, вы скорее всего не заметите плюсов профпленок.

Сейчас ситуация несколько изменилась. Многие профпленки имеют теперь тоже огромную фотографическую широту и могут долго храниться вне холодильника. И наоборот, разрешение некоторых любительских плёнок (таких, как FUJI SUPERIA) выше многих профессиональных. В результате деление на профессиональные плёнки и любительские стало совсем условным и часто является просто маркетинговым приёмом (знаменитый пример — KODAK ProFoto).

Чувствительность плёнок

Чувствительность плёнки — самый очевидный параметр, так как он большими цифрами написан на каждой упаковке, и смысл его интуитивно ясен. Три основные чувствительности плёнок — 100, 200 и 400 ISO.

Чувствительность плёнки кодируется на самой кассете металлическими пластинками. и современные камеры сами её считывают. Шаг изменения чувствительности может быть достаточно мелким. Так, портретные плёнки часто имеют чувствительность 160. Недорогие камеры обычно могут определять только три основных чувствительности. Тем не менее такие плёнки можно в них смело использовать: чувствительность автоматически округляется до ближайшей, понимаемой камерой.

Общая тенденция: чем чувствительней плёнка, тем она хуже по качеству — в первую очередь, сильно возрастает зерно (до 160 это не проявляется). С другой стороны, если мало света, то использование более чувствительной плёнки становится необходимым. Так, на «мыльницах» с сильным зумом во всех ситуациях, кроме разве что яркого солнца в горах, сразу нужно ставить плёнку не ниже 400. На динамичных спортивных сюжетах также приходится использовать плёнки 400 и даже 800 единиц, иначе проявится «шевеленка»: люди будут нерезкими из-за движений.

Существуют плёнки очень высокой чувствительности, 1600 ISO и даже выше. Но качество изображения получается совсем уже низкое — особенно огромное зерно. Поэтому использовать их можно только для специальных целей.

Тональность плёнок

Считается, что у каждой плёнки есть свои преобладающие цвета, причём эти цвета обычно делаются символом плёнки и цветом упаковки. Так, для KODAK GOLD — это оранжевый, для FUJI SUPERIA — зелёный, для Konica VX — синий.

На самом деле, если отличия и есть, то практически незаметные. То, как печатают фотографию в лаборатории, влияет на её цвет в сто раз больше. И сказки про цвета плёнок обычно используют операторы лабораторий для оправдания своей халтуры. Можете не обращать на эти отличия плёнок внимание.

Нетехнические аспекты

Удобно после проб остановиться на нескольких плёнках и их всегда придерживаться. Тогда вы всегда будете знать, чего от них ждать. При этом немаловажным может быть доступность плёнки в продаже и распространённость подделок.

Профессиональные плёнки типа KODAK SUPRA или KODAK PORTRA можно найти только в крупных магазинах столичных городов. Зато и подделывают их редко. Больше всего подделок плёнок KODAK, особенно KODAK GOLD, поэтому если вы вдруг полюбили именно их, я советую их покупать только в проверенных местах. Один из признаков, что с плёнкой что-то не чисто — название на кассете нанесено не краской, а наклеено (так, купленная на автовокзале в г. Нальчик несколько лет назад, плёнка KODAK GOLD-III оказалась подделкой: бумажка с названием плёнки отклеивалась от кассеты, и под ней было видно настоящее название плёнки — иероглифы). Плёнки FUJI подделывают намного реже. Плёнки KONICA нет смысла подделывать — они и так дешёвые.

Ещё совет: если заранее известно, в какой фотолаборатории вы будете печататься — спросите у них, какая плёнка у них печатается лучше. Конкретная печатная машина может быть подстроена под одни типы плёнок лучше, чем под другие, что может сильно сказаться на результате. Заодно легче будет заставлять оператора перепечатать то, что вам не нравится — он не сможет пенять на плёнку, которую сам посоветовал.

Обзор некоторых плёнок

Мои личные комментарии к некоторым наиболее доступным плёнкам.

FUJI SUPERIA 100, 200, 400, 800

Отличные любительские плёнки. Дают контрастное яркое изображение. По распространённости уступают разве что KODAK GOLD, что удобно. Большинство фотолабораторий хорошо под них подстроено, поэтому с их печатью меньше проблем, чем с аналогичными по параметрам, но более редкими плёнками.

Последние несколько лет в продаже присутствует SUPERIA NEW (она же SUPERIA 4TH LAYER ). Отличается тем, что не зеленит при свете ламп дневного света (как это делает большинство других плёнок), а так же по идее несколько резче.

FUJI SUPERIA 100 Входит в число лучших по разрешению плёнок из всех существующих. Хорошо прощает ошибки в экспонировании. Отлично подходит для съёмок природы (но НЕ в яркий солнечный день). Для фотографии людей не советую (особенно в помещении со вспышкой): мужчины будут иметь «накрашенные» губы, а женщины — красные носы.

FUJI SUPERIA 200 Одна из немногочисленных плёнок чувствительности 200, которую можно посоветовать. Зерно меньше, чем у многих «соток» других производителей.

FUJI SUPERIA 400,800 Хорошие плёнки для своей чувствительности.

Серия плёнок KODAK GOLD

Самые распространённые любительские плёнки, каждый год и в каждой стране выпускаются под новым именем, в результате разнообразие подвидов огромное. В зависимости от конкретного вида плёнки и места закупки поставщиком может иметь самые разные характеристики и случайное качество. Даёт яркое контрастное изображение. Если плёнка достаточно «честная», то качество неплохое, выдерживает большие ошибки в экспонировании.

Konika VX, IMPRESSA, PORTRET

Недорогие любительские плёнки. KONICA VX и IMPRESSA имеют умеренный контраст и насыщенность, KONICA PORTRET — мягкая. Плёнки имеют нормальное соотношение цена/качество, но при неточном экспонировании сильно возрастает зерно и искажаются цвета.

KODAK PROFOTO 100

В отличие от того, что про неё пишется в рекламном буклете, это недорогая любительская плёнка умеренного контраста. Для портретов малопригодна, так как на лицах сильно краснит. Но для пейзажей вполне подходит.

AGFA HDC 100

Любительская плёнка с яркими кричащими цветами (особенно красным). Очень красиво ей снимать природу закате, осенние деревья. Очень крупное зерно, заметное даже на 13x18. При неточном экспонировании сильно искажаются цвета, а зерно становится ещё больше.

POLAROID

Единственное достоинство плёнки — низкая цена. Всё остальное плохо.

KODAK PORTRA

PORTRA NC 160, PORTRA NC 400, PORTRA VC 160, PORTRA VC 400

Хорошие профессиональные плёнки. PORTRA NC имеет более спокойные цвета, PORTRA VC — более яркие, но отличаются не сильно (KODAK PORTRA NC 160 — самая мягкая плёнка на нашем рынке). Отличное разрешение, хорошая цветопередача, нормально переносят ошибки в экспонировании. В связи с мягкостью понятно их назначение: в первую очередь сьемки людей. К сьемкам природы подходить осторожно — может получиться серовато.

Главный недостаток плёнки — цена: почти вдвое выше, чем у FUJI SUPERIA. Продаётся она только в крупных магазинах.

KODAK SUPRA 100

Хорошая профессиональная плёнка. Очень мягкая, хоть и не настолько, как KODAK PORTRA. Очень высокое разрешение, хорошо выдерживает ошибки экспонировании. На мой взгляд, одна из самых удачных плёнок для природы в яркий солнечный день. Для портретов также подходит неплохо.

Стоимость — не намного выше, чем у FUJI SUPERIA, но найти её можно только в крупных магазинах.

 
 
 
Автор/источник: www.znaikak.ru
Ещё интересные статьи:
 
Все советы
Автомобиль
Безопасность
Бизнес, инвестирование, работа
Влюблённым
Зодиак
Как выбрать
Как избавиться от...
Компьютеры, интернет
Красота и здоровье
Мобильные телефоны
Народная медицина
Образование
Праздники, отдых
Секреты производства
Семья и дети
Туризм, активный отдых
Хозяйке на заметку
Это любопытно
Юридические вопросы
Я прошу совета
 
теги:
поиск

главная | о проекте | работа на sovets.ru | карта сайта | прислать совет | спросить совета
www.sovets.ru - советы на все случаи жизни