Нужно сказать сразу и прямо: графический планшет — это инструмент, который может быть использован не только для художественно-графических работ, но и в качестве самого заурядного “целеуказателя”, каким обычно является мышка.
Спору нет: самый простой планшет дороже любой мыши, но и удобство его применения несравненно выше! Однажды попробовав поработать с дигитайзером, который имеет рабочий инструмент в форме авторучки, моментально понимаешь, насколько это естественней и привычней, чем мышь. И хотя последние тоже постоянно совершенствуются, всё равно им далеко до привычного, “человеческого” способа указания. Впрочем, если быть уж совсем точным, то надо отметить: дигитайзер дигитайзеру рознь, причём очень большая!
Есть такие устройства, которые никак не сравнишь с привычной авторучкой, и всё равно они будут принадлежать к этому классу инструментов… Давайте тогда определимся: чем планшет-дигитайзер принципиально отличается от мыши?
А тем, что, как бы ни странно выглядело устройство, которое мы берём в руку, использовать его можно будет только на специально предназначенной площадке (собственно говоря, планшете).
С одной стороны, явное неудобство (мыши из разряда оптических можно катать практически по любой ровной поверхности), а с другой — неоспоримые достоинства: специальной ручкой по планшету можно водить гораздо точнее и, как уже говорилось, более естественно. Конечно, главные достоинства планшетов реализуются всё же именно в графической деятельности: чего стоит одна только возможность хороших планшетов — реагирование на силу нажима! Но в некоторых случаях такая функция отсутствует, потому что нужна далеко не всем специалистам, работающим с изображениями. Вообще можно сказать, что на каждую такую специальность существует свой вид дигитайзеров. Все они могут быть разделены на три группы: общего назначения и для начинающих графиков, для профессиональных художников-дизайнеров, и для инженерных работ. От первой к последней группе растёт сложность устройств и, соответственно, цена.
Используя электронное перо, можно рисовать в совершенно “натуральной” манере и обводить положенные на планшет изображения, ретушировать фотографии, работать с электронной подписью и т. д.. Для выполнения конструкторских работ предусмотрены многофункциональные манипуляторы «мышь» , снабжённые набором функциональных клавиш и специальным «прицелом» для обеспечения высокой точности выполнения чертёжных работ.
Перья бывают разные: проводные, беспроводные, чувствительные и нечувствительные, общего назначения и специализированные. Самые примитивные снабжаются проводами, парой функциональных кнопок и имеют «на носу» простой датчик нажатия типа «нажал-отпустил», т. е. являются вариантами все той же «мыши».
Перья чуть посложнее уже не имеют проводов и чувствительны не только к собственно нажатию (сигналу или его отсутствию), но и к силе нажима на рабочую поверхность. В результате, толщина линии, которую вы рисуете, будет зависеть от силы, с которой вы давите на перо. Кроме того, противоположный конец пера может обладать и соответственно противоположными свойствами: перевернув такое перо, вы будете стирать изображение, регулируя силу стирания нажимом.
Перья для художественных работ, помимо всего прочего, ещё и чувствительны к наклону. Наклоняя такое перо, Вы можете регулировать размытие линий рисунка. Кроме того, эти перья различаются по назначению: от обычных «карандашей» до «кистей» и «распылителей».
Инженерные мыши — инструмент для конструктора. Чудо техники, тончайший прибор, утыканный клавишами, назвать «мышью» язык просто не поворачивается.
В руках опытного специалиста, такой инструмент заменит весьма приличную готовальню, потому что каждая клавиша на нём может быть запрограммирована на любую функцию, а крестовидный прицел позволяет чертить очень точно.
Размер рабочего поля простейших дигитайзеров, как правило, 4х5 или 4х6 дюймов а функциональные возможности сильно ограничены. Дигитайзеры начального уровня имеют невысокую точность ( разрешение до 1000 dpi), малое количество градаций нажатия (256 или меньше), и нечувствительны к наклону.
Кроме того, недорогие дигитайзеры не позволяют подключать дополнительные инструменты для расширения своих возможностей.
Соответственно, цена их невысока и находится в пределах 40-120$
Дигитайзеры, предназначенные для рисования, ретуширования, подготовки макетов, выпускаются разных размеров (от А6 до А3). Высокая точность (разрешение более 2000 dpi) и большое количество градаций нажатия (512-1024) позволяют выполнять довольно сложные работы по созданию, ретуши или копированию изображений. Дополнительная возможность — чувствительность к наклону пера для регулировки «размытия» линий.
Для более полного использования возможностей профессиональных дигитайзеров, производители предлагают ряд специализированных инструментов, выполняющих специальные функции. Чтобы с таким устройством было удобно работать, прямо на рабочей поверхности дигитайзера имеются функциональные панели, позволяющие изменять настройки рисования прикосновением пером к обозначению, не прибегая к экранным меню.
Стоимость таких дигитайзеров составляет от $230 до $4000 и выше.
Профессиональные дигитайзеры для инженерных работ, функционально не отличаются от описанных выше. Различия состоят в размере (до А0) и комплектации: для выполнения инженерных работ, часто более удобным является использование не обычного пера, а специальной мыши с «прицелом» и программируемыми клавишами. Кульманы с установленными дигитайзерами формата А0 уже не редкость в современных КБ.
И, наконец, о программах, в которых можно наиболее полно реализовать возможности графических планшетов. Хочется повторить ещё раз: планшет может использоваться в любой программе точно так же, как и мышь! Но если уж захочется использовать его, что называется, по полной программе, тогда нужно позаботиться о приобретении таких программ, как, например, Fractal Design Painter или Dabbler . Вторая программа является упрощённым, “детским” вариантом первой, а та, в свою очередь, есть не что иное, как имитатор “реальных” графических и живописных техник. Painter специально приспособлен для работы с дигитайзерами, в нём есть развёрнутые меню для регулировки параметров рисования. Например, можно установить такие зависимости: направление проводимой линии будет влиять на оттенок “чернил”, сила нажима на перо будет отражаться на толщине линии (что самое естественное), скорость проведения линии будет влиять на количество “брызг” вокруг линии… Число регулируемых параметров исчисляется десятками! А в числе рабочих инструментов имеются десяток типов фломастеров, кистей, перьев, карандашей, и для каждого из них можно установить свои характеристики так, что “штрих” или “мазок” получаются совершенно натуральные. Photoshop тоже реагирует на степень нажима пера, но делает он это совершенно однозначно: сильнее нажимаешь — толще линия, и всё. Остаётся добавить (и об этом, наверное, можно догадаться), что возможности графических планшетов наилучшим образом проявляются лишь на быстрых машинах с большими объёмами оперативной памяти, поскольку количество информации, передаваемой ими за единицу времени на компьютер, весьма велик.