Прежде, чем решиться выбрать себе профессию, связанную с театром, кино, изобразительным искусством, хореографией и т. д., сто раз подумайте, для чего вам это надо.
Широко известен факт, что конкурс в театральные, например, вузы составляет более 200 человек на место. Каждый год огромная толпа абитуриентов собирается у дверей московских училищ. Из них дай бог один станет когда-нибудь известным актёром или режиссёром.
Большинство из приходящих на прослушивание — люди, имеющие очень смутное представление о будущей профессии, для которых настоящим откровением может явится факт, что труд актёра или режиссёра — это действительно труд и неустанное совершенствование самого себя. В основном, масса абитуриентов придаётся самолюбованию — «я круче всех», «я красивее всех» и т. п.
На сцене они собираются самолюбоваться собой-любимым и выступать исключительно в ролях первых героев и героинь. Толпы поклонников (поклонниц), охапки роз и немыслимые гонорары — вот и всё, что им нужно от театра. Если вы также смотрите на своё будущее — вам бесполезно приходить к дверям училища.
Если вы считаете, что у вас всё-таки есть о чём сказать со сцены, то теперь трезво взгляните на самого себя. Что вы умеете делать на настоящий момент? Вы хоть раз выходили на сцену не перед своими родственниками? Вы хоть раз ставили спектакль? Вы хоть раз заходили на съёмочную или репетиционную площадку? Вы представляете себе практически, чем вам предстоит заниматься? Если да, то идём дальше.
Выбор вуза. Не занимайтесь ерундой. Определитесь только с городом (Москва, Питер или другие). Поступать надо сразу во все театральные вузы данного города. Почему? Потому что, во-первых, не вы выбираете ВУЗ, а вас выбирают, во-вторых, шансы, что где- то вам удастся пройти все три тура резко возрастают. Однако, конечно и обязательно, вам НЕОБХОДИМО узнать все о вузах города. Кто набирает курс (это очень важно), что за человек, что сделал, что ему нравится и не нравится, что такое «школа» данного вуза (Щепкинское училище кардинально отличается от Щукинского и МХАТовского). Чтобы попытаться понять «Школу» — просмотрите как можно больше спектаклей в театре-шефе. Заранее посетите кафедру, познакомьтесь с педагогами, спросите их рекомендации, попросите разъяснить их аспекты условий приёма (за спрос денег не берут, а вас, может быть, запомнят). Главное — без наглости.
Для того, чтобы иметь право подать документы для экзаменов, практически во всех ВУЗах вам необходимо пройти сначала творческий конкурс, то есть прослушивание. Без этого у вас документы не возьмут. Это естественно, иначе учебная часть потонула бы в аттестатах и справках сотен абитуриентов. Что такое прослушивание? Оно обычно проводится в три тура. У каждого вуза свои критерии для туров, их не лишне узнать. Стандартно — 1 тур стих, басня, проза, 2 тур — движение, голос, слух, 3 тур — этюды, импровизации. Не забывайте, что симпровизировать вас могут попросить и в первом туре.
Правила поведения на прослушиваниях. Девушки — никакого резко бьющего в глаза макияжа, заминенных юбок и декольте. Старайтесь быть естественнее. Не надо выглядеть шлюхой при чтении стихов Пушкина, вас неправильно поймут. Повторяем — берут и за красоту, берут, но за красоту, а не за боевую раскраску Великого Змея Чингачгука. Но брюки надевать мы вам всё-таки не рекомендуем. Юноши — не наглейте и не делайте пальцы веером.
Теперь сам предмет прослушивания. Как выбрать стихи, басню, прозу? Вопрос сложный. Над этим следует обстоятельно подумать. Читать абы что не рекомендуется. Советуем вам всё-таки сделать выводы самостоятельно что и в каком характере требуется для конкретного вуза и конкретного человека, который набирает курс. Помните следующее: вам не дадут много времени, вас могут прервать после третьей-четвёртой фразы, вам надо успеть показать себя, свой диапазон, всё, что вы можете, на что способны. Чем шире диапазон, тем, обычно, больше шансов понравиться. Однако, не надо воплей, криков, рыданий, «актёрства» этого, крутизны, «вот я сейчас как сыграю!». Это выглядит смешно. Вспомните, как Юрский или Лановой читают Пушкина, поучитесь, намотайте на ус. Вам надо показать.
Что вы не чувствуете себя скованно, когда на вас смотрят чужие.
Что вы говорите чётко, ясно, громко, без говоров и «фефектов фикции».
Что вы много чего ещё умеете и можете.
Помните, на прослушивании вас могут попросить прочесть ещё стихи, ещё прозу, ещё басню. Заготовьте по три-четыре произведения каждого жанра на случай. Будьте готовы, что вас попросят закричать, позвать кого-то, спеть, станцевать, изобразить пингвина, едущего на спине верблюда и т. п. Не теряйтесь.
Если вас не выбрали — не плачьте и не портите себе настроение. Это не значит, что вы неталантливы (хоть впрочем и такое может быть 8-)), это значит, что вы не подходите тому, кто набирает курс. Помните, что руководитель курса набирает ребят в расчёте на дипломный спектакль, ваша фактура (внешность) может просто не подходить в ансамбль. При неудаче просто вынесите для себя урок что и как не надо делать в следующий раз. Вы пообщаетесь с народом, который будет с вами томиться в очередях на прослушивание, вы много ещё чего узнаете.
Если вас выбрали — вот тут надо не сплошать. Обычно экзамены — русский, литература (сочинение, может быть устно), где-то история, где-то ещё и собеседование. На экзаменах ещё могут отсеять! Соберитесь, теперь всё зависит от вас. Пишите без ошибок, отвечайте обдуманно. Помните, если вас допустили сюда — вы понравились, вам многое могут простить, но двойки простить не имеют права.
И НАКОНЕЦ ОБЩИЙ СОВЕТ : всё-таки постарайтесь найти себе репетитора. Дома перед зеркалом можно что-то отрепетировать для прослушивания, но помните, чужой взгляд, а тем более взгляд профессионала, всегда найдёт изъяны. Как выясняется, мы, люди, склонны мнить о себе очень много приятного, что на практике оказывается далеко не так. Найдите педагога! Поверьте, ни деньги ни время не будут потрачены зря.